Начало истории можно посмотреть здесь.
Боль сопровождает человека всю его жизнь, начиная от рождения. Она служит важным механизмом адаптации, формирует поведение, является также механизмом защиты и сигнализации, предупреждая организм о потенциальной угрозе здоровью. После травмы или болезни болевые сигналы стимулируют организм к восстановлению. Они способствуют выработке эндорфинов и других веществ, способствующих заживлению ран и регенерации тканей.
Это все замечательно, но жить с болью никому не хочется, а когда она превращается в хроническую, о ее полезных аспектах как-то не думается. Помимо физических страданий, хроническая боль оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и качество жизни. Имеют место постоянная усталость, нарушение сна и ослабление иммунитета.
Пытливые умы еще в средневековье озадачились возможностью лечения хронической боли, их попытки основывались на доступных им знаниях о человеческом теле и некоторых мистических практиках и озарениях. Использовались различные травы, в том числе наркотические, прижигания, иглоукалывание и непосредственно попытки разрушить нерв механически. Все это было весьма травматично и малоэффективно.
С развитием медицины арсенал возможных воздействий расширился. Применялись: нервэктомия (хирургическое удаление части нерва), нейротомия (перерезание нерва), ганглиотомия (удаление скопления нервных клеток) и даже алкогольная денервация (этанол наносился непосредственно на нерв). Хотя эти методы приносили временное облегчение, они сопровождались высоким риском побочных эффектов и осложнений.
В конце XX века стала популярной методика радиочастотной денервации (абляции), при которой нерв разрушается высокочастотным электрическим током. Эта технология позволяет точно воздействовать на целевой участок нерва, минимизируя повреждение окружающих тканей.
Когда я узнал о возможности такой процедуры, то уже был готов на все. Боли в грудине носили практически постоянный характер, периодически обостряясь вплоть до нарушения дыхания. Были испробованы все доступные способы лечения, но их эффективность была недостаточной и постепенно снижалась.
Поэтому было принято решение о прохождении радиочастотной денервации в отделении нейрохирургии Сеченовского университета.
За несколько дней до этого была сделана блокада конкретных нервов с целью определить необходимость процедуры и предполагаемую область воздействия.
В понедельник врач сообщил, что делаем сегодня. Особого волнения не было, процедура не требует разрезов, но само ожидание затягивалось. Потом пришел врач-ординатор и буднично пригласил проследовать за ним. Мы прошли через несколько дверей и коридоров в рентгенологическую операционную. Выдали халат, шапочку, бахилы.
Особенность радиочастотной денервации заключается в точном позиционировании инструмента, что достигается контролем всего процесса на мониторах. Сам пациент подвергается низкоинтенсивному облучению, позволяющему, тем не менее, видеть структуру тела и его анатомические особенности.
Пока готовили к процедуре, поинтересовался у врача, как у них обстоят дела с вредностью. Пациент то тут разово, а врачу постоянно работать надо. Да, врачу выдается дозиметр, дозы радиации учитываются, лимит превышать нельзя. Нет, совсем нельзя. Но...
Потом началось самое интересное. После обильной обработки спиртом в нужном месте тела вводится игла, по необходимости вводится и анестетик. Иглу нужно довести до намеченного участка нерва, это еще глубже и под ребро. Рядом плевра, там отрицательное давление, пациент дышит, она двигается, надо быть очень аккуратным, сердце тоже рядом. Ощущения болезненные, несмотря на анестезию.
Точное позиционирование достигается визуальным контролем на мониторе. Когда электрод на месте, начинается нагрев до 80 градусов в течении 36 секунд. Вот тут действительно больно, но это очень индивидуально и зависит от того, где воздействие. Врач предложил уменьшить время, но я предпочел пострадать немного сейчас, чем не получить потом нужного результата.
И так четыре раза. Оболочка нерва при этом не разрушается, разрушается его внутренняя структура, и как следствие, возможность передачи болевого сигнала.
Тут очень важно мастерство нейрохирурга. Область нагрева небольшая, если немного не попасть, нужного эффекта не будет.
Было отключено четыре нерва, сам процесс занял минут двадцать. До палаты дошел сам, и тут началось. Временная анестезия, введенная при операции, перестала работать и стало очень больно. В процедурной вкололи кетон*л, немного помогло. Продолжалось это часа два, потом боль постепенно утихла.
Прошло еще немного времени, и я понял, что грудь у меня больше не болит. Те давящие и жгучие боли, с которыми жил уже долгое время, ушли. Пару дней еще болело, где вводили инструменты, но на это и внимание можно не обращать.
Болевые ощущения при операции тоже у всех разные. Мне в грудь вводили, соседу по палате в спину. Его обратно на кресле привезли, сам идти не мог, руки себе в процессе расцарапал.
Предупредили, что полностью эффект от операции развивается через две-три недели, это время необходимо продолжать назначенную терапию для закрепления.
Длительность обезболивания тоже у всех разная, от нескольких месяцев до двух лет, нерв восстанавливается. Это зависит от множества факторов и не поддается точному прогнозированию. Сама процедура не убирает источник боли, а лишь останавливает передачу сигнала. В некоторых исследованиях отмечается, что у части пациентов боли не возвращаются совсем.
Как мне кажется, одним из важнейших факторов является именно точность хирурга, область нагрева совсем небольшая, поэтому результат не всегда устраивает. Большинства пациентов отмечает значительное уменьшение боли. Регресс болевого синдрома считается достижением клинического результата лечения.
Радиочастотная денервация считается безопасным и эффективным методом, при проведении грамотной диагностики и вмешательства осложнения очень редки.
Есть шутка, что врачи делятся на три категории: врач от Бога, врач "ну, с Богом", и врач "не дай Бог". Меня оперировал врач от Бога.
По прошествии пары дней стало ещё лучше, прежних болей нет, чувствую себя заново родившимся.
У моего сына Василия сегодня день рождения!
И еще его ждет торт от мамы.