Найти в Дзене
Техника и точка

Американцы впали в ступор, видя, как сразу 5 атомных подлодок без труда прорвали оборону Североатлантического альянса. Как СССР это удалось

Кто-то по роду своей деятельности вынужден придумывать истории, я же расскажу вам ту, что произошла на самом деле, произошла 29 мая 1985 года, когда из баз Северного флота одна за другой начали выходить пять атомных лодок. Это были те самые лодки, которые на Западе просто-напросто проспали... В тот момент американское командование и их союзники по все тому же альянсу пребывали в абсолютной уверенности, что их многомиллиардная система обороны в Атлантике – если что, то советской проверки – это была своего рода монолитная стена, через которую и мышь не проскочит, сильно надежная стена, сильно непробиваемая. Короче, много чего «сильно». Только вот через месяц советские подводники вернулись домой, доказав на деле то, что до этого момента в Вашингтоне считали попросту невозможным, чуток унизив и сам Вашингтон, и многомиллиардную стену. Самое же интересное в этой истории то, что американцы обнаружили сам факт прорыва только постфактум. Но как такое вообще возможно, спросите вы? Ответом на э

Кто-то по роду своей деятельности вынужден придумывать истории, я же расскажу вам ту, что произошла на самом деле, произошла 29 мая 1985 года, когда из баз Северного флота одна за другой начали выходить пять атомных лодок. Это были те самые лодки, которые на Западе просто-напросто проспали...

В тот момент американское командование и их союзники по все тому же альянсу пребывали в абсолютной уверенности, что их многомиллиардная система обороны в Атлантике – если что, то советской проверки – это была своего рода монолитная стена, через которую и мышь не проскочит, сильно надежная стена, сильно непробиваемая. Короче, много чего «сильно».

Только вот через месяц советские подводники вернулись домой, доказав на деле то, что до этого момента в Вашингтоне считали попросту невозможным, чуток унизив и сам Вашингтон, и многомиллиардную стену.

Самое же интересное в этой истории то, что американцы обнаружили сам факт прорыва только постфактум.

Но как такое вообще возможно, спросите вы? Ответом на этот вопрос мы сейчас как раз и займемся, так что устраивайтесь поудобнее – мы начинаем!

Барьер, на который зачем-то потратили миллиарды...

Чтобы вы понимали масштаб проблемы, нужно вспомнить, что еще с пятидесятых годов все те же США вместе с союзниками начали строить так называемую систему SOSUS.

«СОСУС» – звучит…!

Если серьезно, то это была гигантская сеть донных гидроакустических станций, которую растянули от берегов Норвегии через Исландию и прямо до самой Британии. По сути это был главный противолодочный рубеж нашего «любимого» альянса, где тысячи и тысячи гидрофонов на дне круглосуточно слушали океан с обработкой данных в реальном времени.

Следствием такой плотной застройки океанского дна стало появление так называемого разрыва GIUK – это коридор между Гренландией, Исландией и Великобританией, через который советским субмаринам полагалось выходить на оперативный простор.

В штабах альянса полагали, что SOSUS фиксирует там абсолютно каждый подозрительный шум. К 1985 году в этот проект вкачали уже такие безумные миллиарды долларов, что сама мысль о незаметном проходе казалась дикостью.

Не удивительно, что учитывая фактор такой технической оснащенности западные адмиралы были на сто, а может даже на все двести процентов уверены в том, что ни одна советская лодка не сможет проскользнуть мимо их датчиков незамеченной.

Та самая система SOSUS
Та самая система SOSUS

А теперь мы поговорим о том, зачем вообще все это было нужно. Дело в том, что главным козырем США в те годы были атомные подводные ракетоносцы с их баллистическими снарядами, которые патрулировали секретные районы в глубинах Атлантики. Вся логика ядерного сдерживания как раз и строилась на том, что эти лодки невозможно найти и уж тем более уничтожить до того, как они нанесут удар. Именно это техническое решение американцев обеспечивало им преимущество, ведь до последнего момента их субмарины считались неуязвимыми призраками в океане.

Логика тут простая. Если наши охотники смогут скрытно выйти в океан, вычислить районы патрулирования и в буквальном смысле взять американские ракетоносцы на прицел, то вся их доктрина гарантированного возмездия просто-напросто рассыплется.

Собственно, именно это предположение и должна была доказать операция под кодовым названием «Апорт».

В ходе этого мероприятия советскому командованию требовалось проверить, могут ли наши АПЛ стать такой же невидимой силой, способной обнулить все многолетние вложения соперника в оборону, все эти миллиарды.

Так мы подошли к самой операции. 29 мая 1985 года те самые пять советских атомных лодок разных проектов одновременно покинули родные причалы. Отметим и то, что перед их командирами стояла задача не просто выйти в море, а прорваться через все эти многослойные защитные рубежи к американскому побережью. Благодаря строжайшему режиму тишины за все время похода не было сделано ни одного радиопереговора – лодки шли в полном автономном плавании по заранее согласованным маршрутам.

Все это время западный противник не спал. Их патрульная авиация летала над морем круглосуточно, а надводные корабли блокировали все ключевые точки. Но наши подводники все равно шли своим курсом, умудряясь оставаться невидимыми для противника.

Следствием нашей филигранной работы стало то, что через несколько недель лодки наконец-то достигли своей цели, достигнув Западной Атлантики!

Что нашли в Атлантике
Что нашли в Атлантике

Оказавшись на месте, советские АПЛ совершили то, чего от них совсем не ждали, – они все-таки вскрыли секретные районы патрулирования американских ракетоносцев типа Ohio, ага, тех самых «Огайо». Наши моряки вышли на позиции слежения, зафиксировали точные координаты и записали все акустические характеристики целей.

Эта операция позволила подтвердить факт, который в Вашингтоне боялись признать даже в теории, ведь это подтверждало теорию, которая гласила, что в случае реального конфликта эти огромные «Огайо» можно было бы уничтожить еще до того, как они успеют нажать на кнопку пуска.

Понятное дело, что для руководства ВМФ СССР это была колоссальная стратегическая победа. А вот для ВМФ «не СССР»… ситуация выглядела как самая настоящая катастрофа, ведь именно тогда-то выяснилось, что их хваленая концепция ядерного сдерживания дала огромную трещину именно там, где они считали себя в полной безопасности.

Как нам это удалось?

Теперь самое интересное – как именно наши обошли систему, на которую было потрачено столько сил и денег? Секрет оказался в том, что советские подлодки просто не пошли привычным маршрутом через тот самый разрыв GIUK, где их караулила SOSUS собственной персоной.

Вместо этого они выбрали так называемый «подледный транзит».

Учитывая этот тактический маневр, результат оказался ошеломляющим: из пяти субмарин смогли засечь только одну – К-488, если быть точными. Да и ту обнаружили уже на обратном пути где-то у берегов Исландии, когда вся основная работа была сделана, а операция фактически завершилась. Остальные четыре лодки прошли по маршруту туда и обратно, оставаясь для акустиков альянса полными призраками.

Ах да, совсем забыл сказать: ведь всего через пять месяцев после завершения «Апорта» Рейган и Горбачев подписали то самое соглашение о недопустимости применения ядерного оружия… Странно, с чего это вдруг? Как вы думаете, какими были причины подписания этого соглашения? Давайте обсудим это в комментариях.

Ставьте палец вверх, если понравился материал и вы тоже восхищаетесь мужеством советских подводников. Кстати, о подводниках есть у меня в запасе еще одна похожая история успеха. Скоро она также появится на канале, так что подписывайтесь, чтобы не пропустить.