Найти в Дзене
Краевед Тегульдет

Андрей Савельевич Снытко: «Главный подвиг»

Родился 7 ноября 1915 года — в день, ставший символом эпохи. Он праздновал день рождения вместе со всей страной, в дни Октябрьской революции. Это не могло не отразиться на его мировоззрении. Отец, Савелий Степанович, погиб от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Мать, Матрёна Андреевна, с сыном, дочерью и братом Кузьмой покинула родное село Заборье Брянской области и отправилась в Сибирь. Ходоки из села облюбовали места по Чулыму. Так семья Снытко оказалась в деревне Заречная Горка (существовала с 1918 до 1970 гг., недалеко от Красной Горки). Тогда она относилась к Коштаковскому сельсовету Зырянского района, а с 1936 года — к вновь образованному Тегульдетскому. Обживаться пришлось в тяжёлых условиях. Учиться в детстве не довелось — пришлось «идти в люди», то есть батрачить. Лишь в 1930-е годы в школах ликбеза Андрей Савельевич освоил программу четырёх классов. Пас чужой скот, много трудился в своём хозяйстве. В 1934 году в деревне организовался колхоз имени Кирова — через го
Снытко Андрей Савельевич
Снытко Андрей Савельевич

Родился 7 ноября 1915 года — в день, ставший символом эпохи. Он праздновал день рождения вместе со всей страной, в дни Октябрьской революции. Это не могло не отразиться на его мировоззрении.

Отец, Савелий Степанович, погиб от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Мать, Матрёна Андреевна, с сыном, дочерью и братом Кузьмой покинула родное село Заборье Брянской области и отправилась в Сибирь. Ходоки из села облюбовали места по Чулыму. Так семья Снытко оказалась в деревне Заречная Горка (существовала с 1918 до 1970 гг., недалеко от Красной Горки). Тогда она относилась к Коштаковскому сельсовету Зырянского района, а с 1936 года — к вновь образованному Тегульдетскому.

Обживаться пришлось в тяжёлых условиях. Учиться в детстве не довелось — пришлось «идти в люди», то есть батрачить. Лишь в 1930-е годы в школах ликбеза Андрей Савельевич освоил программу четырёх классов. Пас чужой скот, много трудился в своём хозяйстве. В 1934 году в деревне организовался колхоз имени Кирова — через год он стал бригадиром и вступил в комсомол. Как мог молодой человек из бедняцкой семьи не проникнуться уважением к советской власти, давшей ему путёвку в жизнь и возможность получить хотя бы начальное образование?

В 1937 году его призвали в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке до декабря 1940 года. В июле 1938 года участвовал в разгроме японских войск у озера Хасан — отстаивал стратегически важную сопку Заозёрную. Будучи замполитом, сам с оружием в руках участвовал в боях и вёл идеологическую работу среди бойцов. За участие в Хасанских боях получил право ношения специального нагрудного знака (постановление Президиума ВС СССР от 5 июня 1939 г.). На петлицах носил четыре треугольника, на рукавах — звёздочки. В 1940 году, находясь на службе, стал кандидатом в члены ВКП(б), а в феврале 1941-го — полноправным членом партии.

Вернувшись в Заречную Горку в декабре 1940 года, поехал в Тегульдет становиться на учёт. Райком партии направил его участковым уполномоченным милиции. Работы хватало — и в эти тревожные дни после вероломного нападения фашистской Германии коммунист Снытко оставался на милицейской службе.

Лишь в августе 1942 года он ушёл на фронт. В составе 40-й стрелковой дивизии (той же, что сражалась на Хасане) защищал Сталинград. Был командиром батареи, «огнём и колёсами» поддерживал пехоту. Враг яростно дрался за город — артобстрелы и налёты авиации следовали один за другим. Однажды из всей батареи в живых осталось только двое — но бой не прекращали ни на мгновение.

9 декабря 1942 года Андрей Савельевич получил тяжёлое ранение: множественные повреждения мягких тканей в области коленного сустава. С 26 декабря находился на излечении в эвакогоспитале № 3805. В июне 1961 года в Томске при рентгене обнаружили в колене 13 осколков — операция была слишком рискованной. Эти осколки навсегда остались в теле, напоминая о войне.

Снытко А.С. сидит справа третий
Снытко А.С. сидит справа третий

После госпиталя служил в батальоне выздоравливающих, затем — в 45-м запасном артиллерийском полку 1-го Белорусского фронта. Учил бойцов, был командиром орудия и парторгом артиллерийского дивизиона. Весь путь по дорогам войны прошёл пешком — видел неисчислимые бедствия, причинённые врагом: разрушенные города, сожжённые дотла деревни.

В феврале 1945 года старшина Снытко вновь оказался на передовой — теперь уже на территории Польши, в составе танко-истребительной бригады. Чувствовалось приближение развязки. Его боевой путь по земле Германии можно проследить по благодарственным листкам Верховного Главнокомандующего: за взятие городов Голлнов, Штепенитц, Массов, Штаргард, Наугард, Польцин, Альтдамм, за прорыв обороны под Берлином. А 2 мая 1945 года — благодарность за овладение Берлином.

День Победы стал для него незабываемым, полным всеобщего ликования.

В октябре 1945 года Андрей Савельевич вернулся домой. Как только пересёк границу, охватило радостное чувство: «Дома!» — говорил он. «Большое дело — Родина!»

После войны более десяти лет работал в райкоме партии — сначала пропагандистом, затем инструктором. Бесконечные поездки по деревням, многодневные «сидения» на культстанках, участие в кампаниях — от подписки на заем до уборки урожая. Позже уволился, год проработал в Белово, затем вернулся в район. С 1969 года десять лет трудился во «Вторчермете», занимаясь сбором металлолома — почти ежегодно получал почётные грамоты за перевыполнение планов. На пенсию ушёл в 1979 году, в 64 года.

Среди множества наград особенно дороги ему две медали — «За отвагу» и «За победу над Германией».

Источник: газета "Таежный меридиан" от 4 февраля 1992 г.
газета "Коммунист Севера" от 27 сентября 1983 г.

сайт "Память народа"
Краеведческий музей с.Тегульдет