Найти в Дзене
Дельные советы

Как три ирландки открыли для себя Россию от глубинки до Петербурга и сели в лужу со стереотипами

Знакомьтесь: Эйприл, Шивон и Мэйв. Три подруги из Дублина, чьи знания о России до недавнего времени строились на трёх китах: балет, медведи на улицах и бескрайние снега. Решившись на авантюру, они купили билеты не в Москву, а в... провинциальный русский город. Их ожидал культурный шок такой силы, что они до сих пор приходят в себя, попивая чай с ирландским виски. А их история это идеальный

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Знакомьтесь: Эйприл, Шивон и Мэйв. Три подруги из Дублина, чьи знания о России до недавнего времени строились на трёх китах: балет, медведи на улицах и бескрайние снега. Решившись на авантюру, они купили билеты не в Москву, а в... провинциальный русский город. Их ожидал культурный шок такой силы, что они до сих пор приходят в себя, попивая чай с ирландским виски. А их история это идеальный рецепт, как развеять мифы и увидеть реальную, невероятно красивую Россию.

Акт 1. Приземление в «глубинке», или Где же ваш самовар?

Девушки выбрали точкой входа город Псков. Почему? «Выглядело загадочно на карте и дешево билеты», честно признаётся Шивон.

Первый шок: аэропорт. Чистый, современный, с бесплатным Wi-Fi. «Мы ожидали что-то в стиле советского ретро с суровыми бабушками на паспортном контроле, смеётся Эйприл. А нам улыбнулись, сказали «Добро пожаловать» на ломаном английском и даже показали, где такси».

Второй шок, он же главный: природа. Дорога из аэропорта. Июнь. Бесконечные поля, сосновые леса, и главное небо. «Это небо было самым большим, что я видела в жизни! Оно было такого пронзительного синего цвета, с огромными белыми облаками. Мы в Ирландии привыкли к низкому пасмурному небу. А здесь... это было как в IMAX!» вспоминает Мэйв.

Третий шок (и первая порция юмора): гостеприимство. Они заселились в гостевой дом, хозяином которого был дядя Ваня мужчина с внешностью былинного богатыря и улыбкой Чеширского кота. Узнав, что гости из Ирландии, он пропал на кухне, а через полчаса явился с подносом, на котором дымился самовар (мечта сбылась!), тарелка с солёными огурцами, варенье из сосновых шишек и что-то мясное под холодец. «Мы были в лёгком ступоре. В Ирландии такой приём устроит разве что ваша родная бабушка, и то на Рождество. А тут абсолютно незнакомый человек!» рассказывает Шивон. Девушки пытались объяснить, что они вегетарианки (две из трёх). Дядя Ваня кивнул, сказал «Понял» и принёс грибочки, сметану, редиску с грядки и гору блинов. «Это был пир на весь мир. И мы его съели. Все. Даже холодец, который оказался... интересным».

Акт 2. Псковский Кремль. Дублинский замок

Их прогулка по Псковскому Крому (так здесь называют Кремль) стала точкой невозврата. «Это же просто гигантские каменные сказки!, восторгается Эйприл. В Ирландии есть старые замки, но они чаще всего — живописные руины. А здесь всё монументально, мощно, и чувствуется, что эти стены ВСЁ видели». Их поразило, что это не музей под стеклом, а живое место: гуляют семьи, фотографируются молодожёны, бегают дети. «У нас в соборе Святого Патрика тишина и благоговение. А здесь жизнь, бьющая ключом на фоне тысячелетней истории. Это сбивало с толку и восхищало одновременно».

Кульминацией стал вечер на берегу реки Великой у стен монастыря. Закат, отражающийся в маковках куполов. «Мы просто сидели и молчали. Это была красота, от которой перехватывало дыхание. Никакого «мрачного русского пейзажа». Было ощущение покоя и силы».

Акт 3. Питер: ошалев от «Северной Венеции», которая оказалась круче оригинала

Через несколько дней девушки отправились на скоростном поезде «Ласточка» в Санкт-Петербург. «Поезд был чистый, быстрый и комфортный. Опять облом со стереотипами про развалюхи!» шутит Мэйв.

И вот он Питер. Их мозг отключился.

Разводные мосты. Они стояли в 2 ночи на Дворцовом мосту, окружённые толпой таких же, как они, туристов со всего света, и кричали «Wow!» в унисон с китайцами и итальянцами. «Это зрелище мощнее любого фейерверка. Такое индустриальное, городское чудо. В Дублине ночью только пабы шумят».

Эрмитаж. «Мы планировали провести там три часа. Мы вышли через шесть, с помутнением в глазах. Это не музей. Это вселенная. И главное там тоже полно людей! Русских! Молодёжи! Которые пришли не потому, что «надо», а потому, что им самим интересно. Мы этого не ожидали».

Дворы-колодцы и парадные. Случайно свернув с Невского проспекта, девушки попали в другой мир мир аутентичного Петербурга. «Эти арки, внутренние дворики, винтовые лестницы... Мы чувствовали себя героинями детектива. И снова везде чисто, многое отреставрировано».

Юмор на грани фола: «Мы попытались выпить пива на набережной, как это делаем у каналов в Амстердаме. На нас смотрели с таким удивлением, будто мы предложили станцевать джигу на алтаре. Оказалось, тут не принято. Выяснили это, конечно, опытным путём».

Главные открытия, которые зацепили ирландок:

1. Красота в деталях. Резные наличники на деревянных домах в псковских деревнях. Ажурные решётки в Питере. Ухоженные клумбы даже в маленьких городах. «Вы явно любите и украшаете своё пространство. Это видно невооружённым глазом».

2. Контрасты это норма. Суперсовременный кофейный аппарат в старинном здании. Девушка в кедах и с крашенными в зелёный цвет волосами, спокойно рассматривающая иконы XV века. «У нас почему-то думают, что здесь или всё ультра-традиционно, или ультра-современно. А тут это смешивается самым естественным образом».

3. Еда это культ. «Ваши порции! Это вызов всей ирландской кухне! Нас кормили как на убой, и это было безумно вкусно. Особенно все эти пирожки, сырники, борщ... Мы прибавили в весе, но оно того стоило».

4. Сервис бывает разным. Да, где-то официант мог быть несуетливым. Но зато в кафе у Исаакиевского собора с ними целых двадцать минут пытался обстоятельно поговорить на смеси английского и жестов бармен-студент, чтобы точно понять, какой именно коктейль они хотят. «Было мило и очень искренне».

Про медведей и обратный билет

Перед отлётом, уже в аэропорту Пулково, Эйприл спросила у улыбчивой девушки-таксиста на стойке такси: «Скажите честно, где тут у вас водятся те самые медведи? Мы так и не увидели».

Девушка задумалась на секунду, затем ответила с абсолютно невозмутимым лицом: «В городе их нет. Они все в Кремле и в Газпроме работают. Охраняют».

Ирландки сначала остолбенели, а потом расхохотались. Это был идеальный финал. Они улетали с твёрдым убеждением, что увидели лишь крошечную часть огромной, сложной, невероятно красивой и совершенно неоднозначной страны. И главное абсолютно непохожей на ту, что рисуют в голливудских фильмах.

«Россия это не одна история. Это миллион историй в каждой улочке, в каждом дворе, в каждом разговоре с дядей Ваней. Это было самое большое и приятное разочарование в нашей жизни», подвели они итог.

А теперь вопрос к вам, дорогие читатели: А какое место в России больше всего удивило бы иностранца, по-вашему? И что из нашего, привычного нам, кажется вам самим уникальным и прекрасным? Давайте обсудим в комментариях покажем, что наша гостеприимность работает и онлайн!

Статья основана на обобщённом опыте реальных путешественников из Западной Европы, включая Ирландию. Все описанные места (Псков, Псковский Кром, Санкт-Петербург, «Ласточка») существуют и именно таковы, как указано в тексте. Юмор строится на контрасте стереотипов и реальности, без оскорблений и политических оценок.