В 1959 году 300 пассажиров, третью часть которых составляли дети, погибли в железнодорожной катастрофе под Красноярском. Их останки поместили в 59 гробов и похоронили. До сих пор неизвестно, сколько человек было в каждом. Напоминает об этой трагедии только безымянная стелла неподалеку от братской могилы да таблички на ограде кладбища станции Минино. Документам о катастрофе Комитет госбезопасности присвоил гриф “секретно”. Сколько не пытались выяснить правду журналисты, им отказывали даже в списке погибших.
Катастрофа
2 июня 1959 года неподалеку от станции Минино остановились два поезда: пассажирский Красноярск - Абакан и грузовой, груженный цистернами с нефтепродуктами. Поезда находились на двух соседних путях. На пути грузового состава передвигался товарный. Поскольку семафор был не исправен, он не остановился и врезался в состав, груженный нефтью. Поезда сошли с рельсов и опрокинули тогда ещё деревянные три вагона пассажирского поезда. Вагоны упали на бок, двери были заперты, горючее полилось и вспыхнуло. У людей не было выхода.
Очевидцы вспоминают, что взрыв первой бочки напоминал атомный. Они увидели пятидесятиметровый в диаметре столб дыма, из которого на высоте полкилометра светило нечто похожее на солнце.
Одна из пассажирок, Дарья Рассадкина, выбралась из перевёрнутого вагона благодаря зазору между окном и землёй. Выбив ногой стекло, она повредила ногу, но не обратила на это внимания. Поскольку на ней было много одежды, она спаслась. Вскоре она увидела, как из одного из горящих вагонов вылезают дети. Горела насыпь, рвались цистерны, видимость была нулевая.
Машинист товарного поезда приказал кочегару выпрыгнуть и тот остался жив. Сам же он начал отцеплять вагоны, на которые ещё не распространился пожар. Он настолько обгорел, что проведя ещё полсуток в больнице, в бреду кричал, что семафор показывал зелёный свет. Также поступил и машинист поезда Красноярск -Абакан, на котором ехали возвращавшиеся с пионерского слета дети. Он смог отцепить сошедшие с рельсов вагоны и отвёл горящий состав в сторону.
Место катастрофы очень быстро очистили. Для этого задействовали три сотни солдат, которые шестами помогали разлитой нефти отправиться в речку. Тела погибших достали из вагонов и заполнили ими две палатки. Катастрофа произошла вечером. К утру следующего дня по путям уже начали пропускать поезда. Сгоревшее поле расчистили бульдозерами.
Тела погибших увезли в краевой центр и тех, кого ещё можно было опознать, забрали близкие. Остальных похоронили в братской могиле. В длинную траншею опустили 59 очень тяжёлых гробов.
Версии
Одна из наиболее вероятных версий говорит о том, что катастрофа произошла из-за того, что замкнула проводка семафоров. Вдоль путей собирались тянуть линию электропередачи и с этой целью расчистили от растительности землю. Одно дерево наклонилось на провода семафоров и закоротило их. Поэтому на входе на станцию вместо красного на семафоре горел зелёный, а на выходе - наоборот.
Железнодорожники говорили, что недалеко от станции поперек полотна проехал трактор. Рельсы он не испортил, а вот кабель семафоров передавил. Именно поэтому сигнал заклинило на последних значениях. Виновного якобы нашли, но под суд по какой-то причине не отдали.
Ещё одна версия говорит о том, что авария произошла не непосредственно перед станцией Минино, а на расстоянии в полтора километра от нее, как следовать в Абакан. Тогда это была техническая остановка.
Под грифом “Секретно”
Официальных сведений об аварии нет до сих пор. Тогда пути, на которых произошла трагедия, управлялись не Красноярском, а Иркутском и числились за Восточно-Сибирской железной дорогой. Поэтому в красноярских архивах документов о катастрофе нет. Известно только, что все данные ещё в 1959 году были переданы в Комитет госбезопасности.
После трагедии
Трагедия под Минино старательно замалчивалась, словно ее и не было. В советское время о подобных катастрофах не принято было говорить, чтобы не сеять панику и не подрывать имидж страны. Информация о произошедшем распространялась шепотом, обрастая слухами и домыслами. Очевидцы, которым посчастливилось выжить, предпочитали молчать, боясь преследований со стороны властей.
Кладбище станции Минино стало безмолвным свидетелем трагедии. Безымянная стелла и скромные таблички на ограде напоминали о сотнях загубленных жизней. Родственники погибших, приезжавшие издалека, подолгу стояли у братской могилы, оплакивая своих близких. Они так и не узнали точное число жертв и обстоятельства катастрофы. Гриф "секретно" надежно охранял правду, оставляя лишь горькую память и неразрешенные вопросы.
С годами трагедия под Минино постепенно уходила в прошлое. Новые поколения узнавали о ней лишь из рассказов старших. Однако интерес к катастрофе не угасал. Журналисты-энтузиасты пытались найти хоть какие-то сведения, пробиться сквозь завесу секретности. Но все их попытки оказывались тщетными. Архивы оставались закрытыми, свидетели молчали, а власти хранили молчание.
Время шло, гриф "секретно" продолжал действовать, но правда, как известно, рано или поздно выходит наружу. Может быть, когда-нибудь настанет день, и документы о катастрофе под Минино будут рассекречены. Тогда мир узнает всю правду о трагических событиях 2 июня 1959 года, и память о погибших будет увековечена.
Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Это лучшая награда за труд!
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм t.me/olga_borisova7474