Операцию я делала 7 лет назад, в клинике "Вижу", но тот факт, что это произошло не вчера, считаю ценным, поскольку теперь можно судить, насколько был долгосрочным эффект операции, сравнить остроту зрения тогда и сейчас.
О том, как решилась на коррекцию зрения, я писала в предыдущей статье. Если кратко, то зрение было очень плохим и надоело мучиться с очками. Я действительно мучилась (кто-то с ними спокойно живет и ничего, а у меня от очков голова болела и кружилась).
Родственники пребывали в постоянном ужасе при мысли, что я решилась на коррекцию зрения и без конца приводили аргументы почему лучше этого не делать. Но смирились.
Накануне мне провели укрепление сетчатки лазером. Это было похоже на очень яркие вспышки без конца, правому глазу было просто неприятно, а левому даже больно.
- Вы так дергаетесь, - озабоченно сказала врач, - видимо, у вас повышенная чувствительность к свету. Вы понимаете, что когда завтра вам будут делать коррекцию, нужно будет вообще не шевелиться, ни в коем случае?
- Да.
На следующий день я приехала на операцию. Мой невроз достиг пика. Все последние дни я только и читала что об операциях на глаза, в том числе неудачных.
Меня снова обследовали, так полагается. Врач-хирург, судя по очкам, которые сам носил, как ни парадоксально, видимо, неодобрительно относился к операциям на глаза, наверное, считал их извращением. Или просто слишком много знал... Остальные врачи, которые мне встретились в клинике, тоже носили очки.
- У вас в напряженном состоянии минус уходит за 14, - изучая бумаги, сказал хирург. - А в расслабленном состоянии -8. Очень большая разница. Я бы на вашем месте не торопился с операцией...
- Почему? - чуть не взвизгнула я. Через полчаса должна состояться коррекция, о которой я мечтала столько лет, которую жутко боялась и на которую наконец решилась - и вдруг...
- Я бы пообследовался бы еще, изучил вопрос, почему у вас в глазах такое напряжение...
Мы обсуждали этот вопрос какое-то время. Уяснив, что жестких противопоказаний нет, я, поразмыслив, сказала:
- Нет, давайте уж операцию. Если я сейчас уйду, то уже не вернусь. Еще буду 10 лет думать, а там по новой всё...
- Ладно, - вздохнул он.
Мне понравилось, что никто из врачей (в первый раз меня обследовал другой доктор) не агитировал за операцию и что все настроены так серьезно. Впрочем, глаза и есть вещь серьезная.
Дальше я вышла в коридор, и пришлось ждать. Дольше, чем обещали. Состояние невроза у меня сменилось полной прострацией.
Наконец, меня позвали. Сначала надели некий стерильный балахон, потом усадили и закапали в глаза непонятную жидкость, как я потом узнала, наркоз. Занималась этим незнакомая женщина, видимо, медсестра. Потом меня завели в операционную. Там была уже целая толпа незнакомых людей в медицинских одеждах. Никто не улыбался, все были предельно сосредоточены, будто приготовились к сражению.
Дальше я улеглась на стол, и меня накрыли чем-то тяжелым, как для рентгена - чтоб сложнее было шевелиться. С самой собой я уже мысленно провела тренинг. Дергаться нельзя. Шевелиться нельзя. Сожми волю в кулак и временно засунь нервный настрой куда подальше, сейчас от этого зависит то, что будет с ГЛАЗАМИ.
Подействовало.
Страх отпустил, так часто бывает - что ожидание нервирует больше. Всё, я вышла на финишную прямую. Я даже расслабилась как-то.
Потом один глаз мне закрыли, а перед другим всплыл светящийся кружочек с точкой посередине. Он мигал и раздавался странный звук, словно дрова трещат. Пахло паленым, но мне уже было все равно. Сейчас они еще что-то сделают, и всё будет нормально.
- Сейчас у вас будет перед глазами темнота, не пугайтесь.
И впрямь стало темно. А потом снова включился свет.
- Теперь другой глаз.
Всё повторилось, боли я не испытывала. И вскоре всё закончилось, я встала и на ватных ногах, с трудом соображая что происходит, наверное, из-за всех пережитых волнений, двинулась к выходу. Перед глазами всё расплывалось, но не сильно.
- Сейчас вы пока эффекта не почувствуете. Это не сразу. Через час примерно наркоз перестанет действовать, заболят глаза. Лучше лечь спать. Завтра приезжаете сюда на обследование.
По правилам я пришла в клинику с сопровождающим, с ним уехала домой на такси. Меня без конца спрашивали что я чувствую, но сказать было особо нечего.
Через час в глазах появилась резь, будто в воздухе много хлорки - или будто я встала очень рано утром и включила очень яркий свет. Ну, или у меня простуда началась... противно, но терпимо, ничего военного.
Смотреть в телефон было почти невозможно, но у меня получилось посмотреть пару сообщений. Всё было очень мелким и будто издалека. Я даже ухитрилась, пока ела, почитать книгу, поскольку это успокаивало.
На следующее утро резь в глаза прошла. Зато вблизи я не видела вообще ничего, словно 80-летняя бабушка, страдающая дальнозоркостью. Книгу теперь читать было невозможно. Не то чтобы читать после операции книги правильно, но...
"О нет, врачи ошиблись и сделали мне гиперкоррекцию зрения! - пришла в отчаяние я. - Теперь придется бороться с плюсом вместо минуса!"
В клинике меня успокоили.
- Все ваши ощущения абсолютно нормальны, зрение будет корректироваться в течение нескольких недель, - сказал врач.
И я тоже постепенно успокоилась, особенно когда стала замечать, что и впрямь зрение начало корректироваться. Стала появляться четкость вдалеке - не стабильная, а будто кто-то пытался настроить бинокль и изображение чуточку менялось туда-сюда. Постепенно четкость усиливалась, "настройки" прыгали всё меньше, расплывчатость исчезала.
Спустя неделю то, что теперь удавалось видеть мне, казалось почти чудом. Я смотрела вдаль, идеальная картинка складывалась не сразу, по-прежнему надо было немного настраивать глаза (мышцы-то отвыкли вдаль смотреть, приходилось ими шевелить). Но теперь это занимало доли секунды. Я развлекалась тем, что, пока ехала в автобусе, разглядывала надписи издалека, "шевелила" мышцами, и глаза, настраиваясь, видели всё дальше и дальше. Да. С глазами даже после операции надо работать, тренировать их. Но это было легко.
Реабилитация
Я бы сказала так: операция и физическое восстановление оказались куда легче, чем эмоциональная составляющая. Во-первых, до операции я перенервничала. Во-вторых, страх не отпускал меня и потом. Во время операции удалось, сжав волю в кулак, заставить себя расслабиться, но это временно, так быстро нервы не могли прийти в норму. Пару раз, пока сидела на больничном, во время каких-то бытовых ситуаций я без всякой причины впадала чуть ли не в истерику.
А еще поначалу я себе казалась очень уязвимой - в плане зрения. Я очень боялась за глаза - что кто-то случайно пихнет меня локтем в лицо или что упаду. Настойчивые расспросы всех подряд о том, как поживают мои глаза, беспокоили меня чуть ли не больше, чем сами глаза. Кстати, я не упоминала о том, что после операции лопнуло несколько сосудов (сказали, это нормально и скоро пройдет) и в глазах появилась краснота, которая пугала народ.
Спустя две недели я снова пришла на обследование. Мне сказали, что результаты лучше, чем ожидалось.
Спустя еще две недели меня наконец отпустило и временами я даже стала забывать, что операция была - отличное зрение воспринималось как нечто само собой разумеющееся.
Сейчас, спустя 7 лет, зрение немного упало (я упоминала уже об этом), но, считаю, потому, что я могла бы лучше следить за своими глазами. Я не ношусь с ними, как с хрустальной вазой, и вовсю перенапрягаю. Наверное, нужно немного изменить подход.
Если спросите, делать операцию или нет, скажу так: всё слишком индивидуально. Но если плохое зрение реально отравляет жизнь, есть над чем задуматься.
Другой опыт
Напоследок поделюсь опытом знакомого, не таким удачным, как у меня. Он делал операцию в другой клинике, где, как выяснилось, врачи приезжали в Новосибирск из другого города, делали операцию и снова уезжали. Знакомый оперировал себе глаза под Новый год и чуть было не столкнулся с ситуацией, когда обратиться за помощью не к кому: после коррекции вылезло осложнение, а врач уже почти покинул город. Чудом удалось попасть к нему опять, лоскут поправили. Всё закончилось хорошо, но вы понимаете, не хотелось бы с таким столкнуться.
Мораль: 1) не делайте операцию накануне НГ, когда все уходят на отдых 2) убедитесь, что врач местный и что вам в любой момент окажут помощь. 3) старайтесь не шевелиться во время операции, из-за дерганья что-то может пойти не так.
P.S. На своём канале я делюсь подробностями своих путешествий по России (а иногда и за её пределами, описываю опыт общения с носителями других культур, а иногда просто рассказываю о своём родном городе. Если вам нравится, ставьте лайк, подписывайтесь:)