Найти в Дзене
МК в Бурятии

В Улан-Удэ прочат скорое исчезновение целой отрасли

Либо Улан-Удэ обретет продуманный образ, либо так и останется пространством упущенных возможностей. На минувшей неделе состоялась встреча архитекторов с заместителем председателя правительства Бурятии Евгением Коркиным, в ходе которой были озвучены проблемы отрасли и предложены меры по выходу из кризиса. В обсуждении, прошедшем с участием главного архитектора Улан-Удэ Михаила Мясищева и представителей министерства строительства, представлена комплексная Программа поддержки архитектурной и проектной сферы. Документ разработан правлением Бурятской организации Союза архитекторов России (БО СА РФ). Инициатором этого диалога с органами власти выступил Союз архитекторов России через свое региональное отделение, которое почти полтора года работает над детальной программой по сохранению и развитию отрасли. В дальнейшем документ планируется вынести на рассмотрение главы Республики Бурятия Алексея Цыденова. О прошедшей встрече сообщили в сообществе «Архитекторы Бурятии» в социальной сети «ВКонта

Либо Улан-Удэ обретет продуманный образ, либо так и останется пространством упущенных возможностей. На минувшей неделе состоялась встреча архитекторов с заместителем председателя правительства Бурятии Евгением Коркиным, в ходе которой были озвучены проблемы отрасли и предложены меры по выходу из кризиса.

  МК в Бурятии
МК в Бурятии

В обсуждении, прошедшем с участием главного архитектора Улан-Удэ Михаила Мясищева и представителей министерства строительства, представлена комплексная Программа поддержки архитектурной и проектной сферы. Документ разработан правлением Бурятской организации Союза архитекторов России (БО СА РФ).

Инициатором этого диалога с органами власти выступил Союз архитекторов России через свое региональное отделение, которое почти полтора года работает над детальной программой по сохранению и развитию отрасли. В дальнейшем документ планируется вынести на рассмотрение главы Республики Бурятия Алексея Цыденова.

О прошедшей встрече сообщили в сообществе «Архитекторы Бурятии» в социальной сети «ВКонтакте». Автор публикации, известный в регионе архитектор Алексей Мохосоев, описал ход презентации и кратко изложил основные тезисы программы.

Одной из центральных проблем, обозначенных в документе, является острый дефицит кадров. В ходе встречи с правительством республики прозвучал тревожный вывод профессионального сообщества: архитектурная и проектная сферы Улан-Удэ находятся на грани исчезновения. Цифры, приведенные авторами программы, напоминают сводку с поля боя, где битва уже проиграна. За три с половиной десятилетия — с 1991 года — количество архитекторов в Улан-Удэ сократилось катастрофически: с 90 до 23 человек. При сохранении текущей динамики к 2030 году в полумиллионном городе могут остаться лишь единицы специалистов, способных проектировать его будущее. Для сравнения: в соседнем Иркутске архитектурное сообщество насчитывает более тысячи человек.

Кризис в архитектурной сфере Улан-Удэ усугубляется не только нехваткой кадров, но и длительной неопределенностью в руководстве: введенная в 2020 году должность главного архитектора республики оставалась вакантной более года, пока в августе 2021 года на нее не назначили Александра Маренича. Сегодня мало кто знает, что должность главного архитектора Бурятии упразднена по неназванным причинам.

Как отмечает Алексей Мохосоев, эта кад­ровая яма — не просто статистика. Это корень большинства градостроительных проб­лем, знакомых каждому жителю столицы. Хаотичные пробки, бесконечные «размазанные» кварталы, дефицит качественных общественных пространств и даже экологические вопросы — все это, по мнению профессионалов, прямое следствие отсутствия системного, профессионального планирования. Город, как признают в программе, последние 40 лет развивался стихийно, а генпланы лишь фиксировали уже сложившийся беспорядок.

Представленная зампреду правительства Евгению Коркину программа — попытка переломить ситуацию, предложив комплексное лечение. Ее стержнем стало кадровое возрождение. Союз архитекторов предлагает не просто привлекать специалистов, а создать целую экосистему: от открытия новых штатных должностей в контролирующих органах до запуска собственного архитектурного отделения в ВСГУТУ. Последнее — болезненный и давний вопрос. Без своей кузницы кадров регион обречен на зависимость от приезжих проектировщиков, которые зачастую не знают местной специфики: сейсмики, вечной мерзлоты, культурного контекста.

Второй блок инициатив направлен на поддержку оставшихся местных проектных бюро, которые вытесняются с рынка крупными иногородними компаниями. Третий, пожалуй, самый амбициозный — создание при главе республики специального отдела градостроительного планирования. Именно он, по замыслу авторов, должен взять на себя стратегию, чтобы Улан-Удэ развивался не как придется, а как должно.

Диалог с властью, судя по сообщению Алексея Мохосоева, вышел предметным, но непростым. Чиновники признали остроту проблем, однако сразу обозначили и «узкие места»: где найти уникальных специалис­тов-преподавателей для нового факультета, как изыскать значительные ресурсы для финансирования? Программа с бюджетом почти в 253 млн рублей до 2030 года — серьезная заявка.

Сейчас судьба документа зависит от политической воли. Итоговое решение ожидается на уровне главы Бурятии Алексея Цыденова. Для Улан-Удэ этот момент может стать переломным — либо город начнет обретать долгожданный, продуманный образ, удобный для жизни, либо так и останется пространством упущенных возможностей, где некому было нарисовать будущее. Архитекторы свою работу сделали, вынесли кризис из профессиональной среды в публичное поле. Теперь слово за теми, кто держит в руках инструменты для его преодоления.