Найти в Дзене
Известия

Зуб отдам: почти каждая вторая стоматология в РФ работает нелегально

Около половины стоматологических клиник в России работают нелегально или с нарушениями закона: у них отсутствуют лицензии или регистрация в госсистемах мониторинга оборота товаров и лекарственных средств. Среди городов и регионов с наибольшим числом таких практик — Санкт-Петербург, Москва, Свердловская и Челябинская области, Татарстан. Общественники просят первого вице-премьера Дениса Мантурова разрешить проведение внеплановых проверок частных стоматологий и пресечь их деятельность. В отрасли признают существующую проблему, связывая ее с недостаточным государственным финансированием, из-за которого пациенты вынуждены выбирать клиники исходя из доступного бюджета. Около 45% стоматологических клиник в РФ работают с нарушениями: у них отсутствуют лицензии или регистрация в Федеральной государственной информационной системе мониторинга за движением лекарственных препаратов и в Госинформсистеме мониторинга за оборотом товаров. Об этом говорится в исследовании Общественной потребительской ин
Оглавление
   Фото: Global Look Press/Sergey Elagin
Фото: Global Look Press/Sergey Elagin

Около половины стоматологических клиник в России работают нелегально или с нарушениями закона: у них отсутствуют лицензии или регистрация в госсистемах мониторинга оборота товаров и лекарственных средств. Среди городов и регионов с наибольшим числом таких практик — Санкт-Петербург, Москва, Свердловская и Челябинская области, Татарстан. Общественники просят первого вице-премьера Дениса Мантурова разрешить проведение внеплановых проверок частных стоматологий и пресечь их деятельность. В отрасли признают существующую проблему, связывая ее с недостаточным государственным финансированием, из-за которого пациенты вынуждены выбирать клиники исходя из доступного бюджета.

Почему такое число стоматологических клиник работает нелегально

Около 45% стоматологических клиник в РФ работают с нарушениями: у них отсутствуют лицензии или регистрация в Федеральной государственной информационной системе мониторинга за движением лекарственных препаратов и в Госинформсистеме мониторинга за оборотом товаров. Об этом говорится в исследовании Общественной потребительской инициативы (ОПИ) на основе данных ФНС, Росздравнадзора и системы маркировки лекарств. С документом ознакомились «Известия». Он направлен главе Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, первому вице-премьеру Денису Мантурову с просьбой принять меры по борьбе с нелегальными клиниками.

   Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd
Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd

В своем обращении общественники отмечают, что «объем рынка стоматологии в 2025 году уже превысил 800 млрд рублей и продолжает динамично расти, однако значительная часть этого оборота находится в серой зоне, что создает прямые угрозы жизни и здоровью граждан, а также наносит ущерб бюджетной системе страны и добросовестному бизнесу».

Особую тревогу вызывает выявленная в ходе исследования критическая диспропорция нарушений у ИП и юрлиц. У первых этот показатель достигает 56%, у вторых — 11,5%. При этом, по экспертным оценкам, доля рынка ИП в стоматологии оценивается более чем в 70% от общего числа частных практик, говорится в документе. То есть средний процент нарушений по отрасли в целом (ООО+ИП) составляет порядка 45%, сообщил «Известиям» глава ОПИ Олег Павлов.

Фактически это означает, что каждая вторая стоматология в России работает нелегально или с нарушениями закона. Согласно данным исследования, в топ-10 субъектов с самым большим числом таких нарушений вошли Санкт-Петербург (80%), Москва (78,5%), Свердловская (72%) и Челябинская (67,2%) области, Татарстан (65,4%), Омская (62,2%), Воронежская (61,4%), Нижегородская (59%), Новосибирская (59%) и Самарская (54,4%) области.

   Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd
Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd

Общественники предлагают первому вице-премьеру разрешить внеплановые проверки такой медицинской деятельности, разработать поправки в КоАП, уравнивающие размеры штрафов для ИП и юрлиц за нарушения правил оборота лекарственных средств и медизделий, а также ввести механизм «автоштрафов» с использованием системы маркировки. Кроме того, предлагается запретить рекламу таких клиник на онлайн-картах и цифровых платформах.

Ответственность ИП за административные нарушения в том числе в сфере маркировки (ст. 15.12 КоАП) в 10–30 раз ниже, чем для юрлиц — 5–10 тыс. рублей против 300–500 тыс. Аналогичный разрыв в штрафах за осуществление деятельности без лицензии (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ): для должностных лиц (в том числе ИП) — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, для юрлиц — от 40 тыс. до 50 тыс.

— Отсутствие лицензии и регистрации в указанных госсистемах с высокой вероятностью свидетельствует о том, что клиника не располагает необходимыми помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом, а также использует лекарственные препараты и медицинские изделия неизвестного происхождения, не обеспечивая безопасность пациентов, — пояснил «Известиям» Олег Павлов.

По его словам, при закупках по серым схемам существенно увеличиваются риски использования препаратов, ввезенных с нарушением температурного режима, что делает их неэффективными или опасными для пациентов, в том числе создает угрозу анафилактического шока.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

«Известия» отправили запросы в пресс-службу правительства, в аппарат Дениса Мантурова и в Росздравнадзор с просьбой прокомментировать обращение общественников.

Почему такая ситуация сложилась в отрасли

В Стоматологической ассоциации России проблему признают. Там отметили, что в нашей стране отсутствует госполитика в этой отрасли.

— В каждом из 89 субъектов стоматологи работают по своим правилам. Поэтому, конечно, порядок нужно наводить, — заявил «Известиям» вице-президент ассоциации Валерий Леонтьев.

По его словам, население сегодня зачастую не может самостоятельно оплачивать стоматологические услуги, хотя в них нуждается, по оценкам специалистов, порядка 98% россиян.

— Поэтому должна быть хорошая госполитика по снижению стоимости услуг. На сумму, которая выделяется сегодня государством, нельзя вылечить больного, — отметил он. — Если человек идет лечить зубы к врачу без лицензии, он подвергает себя риску получить некачественные услуги, но его выбор зависит от платежеспособности.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Зампред комитета Госдумы по охране здоровья Евгений Нифантьев подчеркнул, что люди, которые выбирают нелицензированные клиники с немаркированными лекарствами заведомо подвергают себя большой опасности.

— Это лицензируемый вид деятельности. При получении лицензии надзорный орган проверяет не только помещения и оборудование медицинской организации, но и квалификацию сотрудников. Обращаться в клиники, работающие нелегально, — абсолютно безответственно по отношению к своему здоровью, — подчеркнул эксперт.

По его словам, если говорить о лекарственных препаратах, то пациенту очень важно иметь уверенность, что они безопасные и эффективные. Поэтому они в обязательном случае должны быть зарегистрированными, правильно храниться и приобретены понятным путем у лицензируемой организации, подчеркнул Евгений Нифантьев.

— Сегодня 72,8 тыс. организаций в системе мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП) имеют активную медицинскую лицензию. Отдельно категория «стоматология» в системе не выделена — мы видим общее количество зарегистрированных клиник всех направлений, — рассказали «Известиям» в пресс-службе Центра перспективных технологий (ЦРПТ).

   Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd
Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd

При этом там отметили, что если стоматологический кабинет работает без лицензии, то он автоматически не зарегистрирован в системе МДЛП. Подобные случаи — грубое нарушение законодательства, они подлежат передаче в органы прокуратуры для принятия мер, подчеркнули в организации.

Там также отметили, что ключевая проблема заключается не в обороте лекарственных препаратов в стоматологических организациях, которые строго (а в отношении болеутоляющих — крайне строго) контролируются и отслеживаются через систему маркировки, а в обороте медизделий (имплантаты, композитные материалы, боры и др.), которые не подлежат обязательной маркировке в системе «Честный знак» и могут ввозиться в страну без должной регистрации и контроля (например, в ручной клади). Поэтому зачастую это контрафакт, пояснили в пресс-службе.