Группа Queen отказалась от гастролей в поддержку альбома «The Miracle» в основном из-за болезни Фредди Меркьюри. Состояние вокалиста стремительно ухудшалось. Музыканты сообщили СМИ, что пытаются отойти от привычного графика и вместо турне сразу начали работать над следующим альбомом. Альбом назывался «Innuendo». И ему суждено было занять особое место в каноне Queen...
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Запись была начала ещё в марте 1989 года, до выхода «The Miracle». Завершена она была только в ноябре 1990 года. Из-за своего состояния Фредди приходил на запись, когда мог. Вечный студийный перфекционист, он нередко «подкреплялся» виски, чтобы притупить боль.
Альбом планировалось выпустить к Рождеству, но в срок уложиться не удалось. «Innuendo» вышел лишь 4 февраля 1991 года. Тур в его поддержку уже точно не мог состояться.
Фотографии и кадры из клипов заставили публику задуматься о том, что не так с Фредди. 23 ноября 1991 года он сделал заявление о своём здоровье и признался в своём диагнозе. Не прошло и двадцати четырёх часов, как Фредди ушёл навсегда.
Группы Queen, какой её знали миллионы поклонников, больше не существовало. Брайану Мэю, Роджеру Тейлору и Джону Дикону предстояло справиться с потерей друга, заполнить образовавшуюся пустоту и нащупать путь в будущее.
«Innuendo» был написан в тени и под гнётом неизлечимой болезни. К моменту его завершения Фредди жил со своим диагнозом почти четыре года. В альбоме есть «подсказки», намёки на мимолетность жизни и ощущение близкого финала. Но «Innuendo» демонстрирует гораздо более широкое видение. Ни у кого не было причин искать в пластинке признаки упадка. Это была рок-машина, работающей на полную катушку.
Достаточно лишь оценить заглавную песню с её головокружительной эксцентрикой. Болеро трансформируется в нарастающий рок, затем — в эксперимент с фламенко в невероятно сложном размере (при участии гитариста Стива Хау из Yes), чтобы через минуту трансформироваться в вальс и перейти почти в трэш-метал.
За шесть с половиной минут мы совершаем путешествие по трём столетиям западной музыки. И ещё даже не начали изучать текст... Хотя он был в основном написан Роджером Тейлором, слова кажутся пугающими в устах Фредди Меркьюри — откровения умирающего скептика, гневно осуждающего бога, в которого он больше не верит: «Если есть бог или какая-либо справедливость под небесами… Покажись! Уничтожь наши страхи! Сними свою маску!»
«Innuendo» экзотична, но не принадлежит какому-то одному стилю, она философская, но не привязана к какому-то конкретному мировоззрению, трансцендентна, но не претенциозна. Замечательная песня во многих отношениях — в плане текста, музыки, эмоций. Всеобъемлющий, мощный взрыв звука, который простирается до самого горизонта.
Фредди мог бы использовать этот альбом, чтобы пожаловаться на неудачу, на то, что он заразился болезнью, о которой даже не мог знать. Но, кажется, он понимал, что эта пластинка может стать для него последней. И был полон решимости уйти, создав ещё один отличный альбом Queen.
«Innuendo» проходит через все стадии горя — отрицание, гнев, торг, депрессию — и достигает принятия только в заключительной песне «The Show Must Go On». Под драматичные струнные Фредди исполняет одну из своих лучших арий: «Внутри мое сердце разбивается, / Мой макияж может осыпаться, / Но моя улыбка всё ещё на месте!»
Это яркое, душераздирающее прощание от великого шоумена. Любой альбом, в котором есть «Innuendo» и «The Show Must Go On», — классика, независимо от остальных песен. К счастью, они тоже достойны имени Queen.
Завораживающая мелодия Фредди Меркьюри «I'm Going Slightly Mad» известна во многом благодаря видеоклипу, в котором измождённая фигура вокалиста — со связкой бананов на голове, во фраке и нелепо длинных туфлях — появляется рядом с Диконом в шутовском колпаке, Мэем в образе пингвина и Тейлором на клоунском велосипеде.
Даже песни, написанные другими участниками группы, идеально подходят Фредди Меркьюри. Две из них изначально предназначались для сольного альбома Брайана Мэя. «I Can't Live With You» была написана гитаристом о расставании с его первой женой Крисси, но приобретает новый смысл в исполнении обречённого человека: «Я не могу дышать, если ты останешься, / Но не могу вынести, чтобы ты ушла».
Взрывной хард-рок в стиле Queen 1980-х «Headlong» также получает зловещий смысл, будучи исполненным титанически безрассудным Меркьюри. Но в нём же есть и заводной рифф Брайана Мэя, и запоминающийся припев, и замечательная строчка «Выпусти меня из этого дешёвого второсортного фильма».
То же самое относится и к грохочущему рок-н-ролльному номеру Роджера Тейлора «Ride the Wild Wind». Строчка «Собираюсь прокатиться на вихре, но это недостаточно опасно для меня» звучит достаточно зловеще. В песне нет ничего особенного, кроме повторяющегося снова и снова названия, но она всё равно передаёт ощущение свободы полёта в своём парящем припеве. Брайан Мэй добавил гитарное соло, которое напоминает звуки мчащегося автомобиля.
Ещё более уместна песня Тейлора «These Are the Days of Our Lives», в которой нет никаких грандиозных жестов, зато присутствуют размышления о безжалостном течении времени. Нам было весело, когда мы были молоды и беззаботны, но те дни прошли и никогда не вернутся: «Нельзя повернуть время вспять, / Нельзя повернуть прилив вспять, / Разве не жаль?»
Когда-то группа указывала на ранних альбомах, что в записи не использовались синтезаторы. Зато Queen прибегли к их помощи под завершение золотого периода карьеры. При этом запрограммированные клавишные и барабаны звучат вполне органично. «These Are the Days of Our Lives», кажется, отражает чувства, которые испытывали участники группы. Это было последнее видео Queen, в котором снялся Фредди.
Остальные песни были по большей части написаны Фредди Меркьюри. «All God's People» вышла из работы над альбомом «Barcelona» (1988), который был записан с Монтсеррат Кабалье. Под ритм в размере 6/8 Фредди провозглашает призыв к всемирному миру («Все премьер-министры и величества всего мира, / Правьте по сердцу и живите по совести»).
«Don't Try So Hard» — ещё один жизнеутверждающий гимн, в котором Фредди Меркьюри исполняет фальцетом большую часть куплета, прежде чем перейти на свой мощный грудной вокал для припева и средней части. В нём заключена настоящая мудрость: не будь к себе слишком строг, не трать жизнь на попытки сделать всё идеально, научись расслабляться и принимать всё как есть, смирись с тем, что часто всё идёт не так...
«...Если ты упадёшь и ударишься, это ненадолго,
Если ты потерпишь неудачу, не стоит жаловаться,
Поблагодари свою счастливую звезду,
Просто наслаждайся каждым глотком
И цени каждое мгновение!
Когда вокруг бушуют бури,
Оставайся на месте!»
Queen никогда не выпускали альбомов, в которых не было бы проходных песен (если не брать в расчёт разе что «A Night at the Opera»). «Delilah» — один из лёгких синтезаторных треков, которые можно найти на сольных альбомах Фредди, и к шедеврам его точно не отнесёшь. Но даже эта глуповатая песня о любви к кошке, в которой Брайан Мэй издаёт «мяуканье» через вокодёр, приобретает ореол драматичности, когда становится понятно, что питомцу суждено пережить своего хозяина.
«The Hitman» доказывает, что Queen могли бы играть в стиле хэйр-метал и конкурировать с самыми хэйр-металлическими группами 1980-х, если бы захотели. Но это тоже не лучшая их песня.
Самым трогательным треком альбома можно считать предпоследний — атмосферную песню «Bijou», записанную без ударных. В обрамлении двух длинных, пронзительно красивых гитарных соло звучит 40-секундная вокальная партия, состоящий всего из тридцати слов:
«Мы с тобой связаны судьбой.
Ты согласишься провести остаток наших жизней вместе?
Остаток наших дней в любви,
Навсегда — да — навсегда, моё сокровище».
Наконец, достойное кульминационное завершение всему альбому придаёт «The Show Must Go On», которая служит идеальным завершением эпохи Фредди Меркьюри в Queen. Его вокал не только технически впечатляет, но и наполнен такими эмоциями, что трудно найти что-либо подобное. В последней песне последнего альбома, выпущенного при его жизни, Фредди действительно выложился на полную и добился впечатляющего успеха. Что бы ни случилось, шоу должно продолжаться!
Возможно, «Innuendo» не дотягивает до уровня «A Night at the Opera» (а какой альбом дотягивает?) но он выигрывает за счёт зрелых, интроспективных моментов самоанализа, в которых артист на пороге небытия делится размышлениями на тему былого: давайте остановимся на мгновение и взглянем на то, что значит для нас жизнь, что она делает с нами и чего мы от неё хотим...
К счастью, у группы хватило здравого смысла не перегружать альбом философствованиями, добавив в него больше поп-музыки, рок-помпезности и местами фирменной избыточности.
Альбом «Innuendo» провёл 37 недель в британском чарте, породил пять хитовых синглов, два из которых возглавили чарты. Он считается лучшим и наиболее цельным альбомом в позднем творчестве Queen. Работа группы, направленной в будущее и одновременно черпающей вдохновение из своих достижений, — последние творение одного из самых ярких светил в мире рока.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!