Письмо Сандро Верни Ван Тиасу
Здравствуй, мой дорогой Верни.
Благодарю тебя за слова поддержки. Она мне очень важна. С каждым днем количество событий только растет. Я рад возможности излить душу в переписке с тобой.
Также мне приятно, что ты высоко оценил мою сестру Джульетту, женщину редкой красоты и исключительных душевных качеств. Живет она теперь вместе с нами. Батюшка Бальтазар после своей травмы совсем впал в детство, даже стал забывать собственное имя, не говоря уже о старых обидах. Джульетта тоже все окончательно простила и радостно ухаживает за больным отцом.
Сегодня произошло два интересных инцидента. С утра на наш замок было совершено вооруженное нападение - отряд крестьян с топорами и вилами под предводительством… кого бы ты думал? Есенио!
Этот клоун, представь себе, вообразил, что лучше меня знает, как мне вести себя с моим собственным отцом, и решил постоять за поруганную мною честь господина Бальтазара. Вырядившись в латы, он, не много не мало вызвал меня на дуэль. Его воинственный вид был настолько комичен, что я не мог удержаться от смеха. Увидев, что я смеюсь, Есенио накинулся на меня с копьём, но споткнулся и растянулся посреди двора. Тогда в атаку ринулись крестьяне, но мне на помощь бросились Георг с Адриано, и втроем мы без труда раскидали этих бедолаг. Они спаслись бегством, бросив потерявшего чувства Есенио лежать на земле. Сердобольная Джульетта - единственная из всех еще питающая добрые чувства к несчастному поэту - откачала его и проводила домой.
А вечером, уже довольно поздно, мы услышали, что в ворота нашего замка кто-то отчаянно ломится. Ты не поверишь, но это были Ничета с Элишем. Оба были крайне возбуждены и судя по всему под градусом.
- Оставь меня в покое!!! - кричала Ничета. - Ты не можешь запретить мне общаться с Сандро!!!!
- Еще как могу!!!! Не смей к нему идти!!!!
- Ты не любишь меня!!! Ты хочешь меня предать!!! Ты хочешь вернуться к Аластрине!!! Так почему я не могу поговорить с Сандро!?!? Сандро!!!!!! Сандро!!!!!! Это я, Ничета!!!!! Выйди ко мне, рыцарь Сандро, лорд Сандро!!!!!
В крайнем потрясении, пошатываясь, я вышел, жмуря глаза и протягивая Ничете темное монашеское покрывало. Она завернулась в него, и только тогда я смог смотреть на неё.
- Здравствуйте, друзья, - тихо сказал я. - Что привело вас в столь поздний час? Простите, я не могу пригласить вас в дом, отец очень болен, а дети спят.
Они оба стали что-то сбивчиво говорить, умоляюще глядя мне в глаза. В трех словах. Живется им трудно. Денег почти нет, оба вынуждены работать. Элиш зверски тоскует по Аластрине, Ничета страшно страдает от ревности, выпивает и буянит. Прошло совсем немного времени после свадьбы, а они уже вовсю ссорятся. Тоска пригнала их к моему порогу в поисках утешения и заступничества.
Насколько это было в моих силах, я подбодрил их, уверяя, что они оба мне очень дороги и умоляя их щадить друг друга.
- Я бы хотела познакомиться с твоей супругой, Сандро. И помочь вам в воспитании ваших детей, - говорила Ничета.
- Что за глупые идеи в твоей голове? - возмущенно перебивал её Элиш.
- Почему бы и нет, Ничета, - говорил я. - Я поговорю об этом с Альго.
- На самом деле я счастлива, Сандро, - говорила Ничета. - Я очень люблю Элиша. У меня никогда не было таких отношений, как с ним. Лорд Элиш знает себе цену. До этого я общалась лишь с проходимцами.
- Я рад, что вы поженились, прекрасная Ничета, - отвечал я.
- Я тебе сейчас язык вырву, Сандро, - огрызался Элиш. - Я слишком ревнивый! А ты слишком страстный!
- Ума не приложу, почему мы до сих пор живы, - я разводил руками.
- Вы действительно несовместимы, - говорила Ничета.
И так далее и так далее. Мы разговаривали в целом около часа. Под конец они немного успокоились и, обнявшись, посеменили домой. Я смотрел им вслед с улыбкой и нежностью, пока они не скрылись за поворотом, и тоже пошел спать.
…
Продолжение Дневника Сандро
Альго не спала. Она сидела у окна с оцепеневшим видом, с трудом сдерживая себя, чтобы не разрыдаться, не броситься вниз или не убить меня. Поза была спокойной, но в глубине глаз таилась такая жуткая, гремучая смесь из отчаяния, боли и гнева, что мне стало не по себе.
Я почувствовал, что просто не могу находиться рядом с ней, что не хочу спать рядом с ней этой ночью, не хочу ни разговоров, ни прикосновений. Врать я не мог, сказать правду означало бы разбить ей сердце окончательно, уехать - тоже.
Я взял с полки молитвослов (точно такой же как тот, которым Элиш избивал Левания) и стал его читать. От этого нехитрого занятия сверхъестественным образом мне стало легче.
Альго заговорила первая.
- Я слышала. Здесь была Ничета. Вы общались.
- Да, радость моя.
- Что она говорила?
- Что убъет Аластрину, когда та выйдет из тюрьмы.
- А еще?
- Что убъет Элиша, если он изменит ей.
- А что ты?
- А я ей: «Пощади его, Ничета, он больной человек. Дай ему время. У него травма».
- Сандро. Ты весь дрожишь…
Альго коснулась моего плеча. Я посадил её к себе на колени и стал качать, как маленькую.
- Сандро, скажи мне честно. Ты любишь Ничету?
- Говорю честно. Да, я полюбил её. Но в этом нет страсти.
- Как мне с этим жить, Сандро?
- С этим придётся жить, Альго. Она сказала, что хочет познакомиться с тобой. И помогать нам растить наших детей.
- Нет, я не могу. Скажи ей, что я сумасшедшая, что не выхожу из комнаты, что мне никто не нужен кроме моего Сандро и наших детей.
- Я ей в общем-то так и сказал, Альго. Только не говорил «сумасшедшая». Я сказал «затворница».
- То, что они сюда приходили, Сандро, означает, что они без тебя не могут. Они в тебе нуждаются.
- Им трудно. Во мне они видят поддержку. Ничета еще попросила разрешения писать мне письма.
- А что ты?
- Я сказал, что писать можно, но отвечать я на них не буду, потому что дал Элишу клятву не писать ей писем и не хочу становиться клятвопреступником.
- И что она?
- Она попыталась приласкаться к Элишу, но он грубо оттолкнул её: «Не лезь! Оставь меня в покое!» Все его мысли с Аластриной, Альго.
- А у тебя не возникло желания утешить Ничету?
- Нет, Альго. Не возникло. Она выбрала этот крест - стать женой Элиша - добровольно.
- Она очень отважный человек, Сандро.
- Да, Альго, я это тоже сразу оценил в ней…
…
- Сандро!!! Ты уже спишь!!!! Бедный, как же ты устал. Уснул сидя, держа меня на коленях. Сандро, ложись в постель. Дай я тебя раздену… бедный, ты весь в синяках. Кто тебя так?..
- Те ребята, что приходили утром вместе с Есенио.
- Защищать Бальтазара?
- Они самые.
- А я думала, это тебя Элиш с Ничетой напоследок приложили.
- Нет, милая. Они приходили с миром. Они любят меня.
- И я тебя люблю, мой Сандро.
- И я тебя, моя Альго.
Мы уснули.
…
Письмо Сандро Есенио
Дружище.
Если ты там еще жив после вчерашнего эпичного падения, хочу сказать тебе пару слов.
Ты думал, что разберёшься в отношениях Лермонта и Ахматель лучше самих Лермонта и Ахматель - и в итоге они расстались.
Ты думал, что разберешься в моих отношениях с Элишем лучше меня и Элиша - и в итоге мы тоже оказались на грани разрыва.
Теперь ты думаешь, что разберешься в моих отношениях с Бальтазаром лучше меня и Бальтазара.
Заруби себе на носу. Я не позволю тебе разрушить мои отношения с родным отцом. В моей семье хозяин я. Если мои правила тебя не устраивают, меня не устраиваешь ты.
Доброго здоровья.
Сандро.
P.S.: Еще раз явишься ко мне с мечом, пощады не жди.
…
Письмо Верни Ван Тиаса Дону Сандро
Ох, Сандро, вот это жизнь у тебя - с огоньком! Дай Бог тебе сил на всё!
У меня создается впечатление, что ты в своем кругу для всех уже как отец родной. Или я бы даже сказал, дед. Окружающие только и делают, что плачутся тебе в жилетку.
Жалко Есенио. Его отлучили, вот он и полез в драку, размахивая кулаками. А плакаться теперь некому.
По поводу Ничеты. Думаю, твоя супруга права, что не хочет допускать в свой дом и к своим детям малознакомую особу. Будь осторожен, Сандро. Ты на вид кажешься брутальным, но у тебя очень нежное сердце, возможно, даже слишком.
Мне на самом деле очень бы хотелось, чтобы у Элиша с Ничетой всё сложилось благополучно. Но путь к счастью идёт через тернии и занимает годы, а то и десятилетия. Дай Бог им выдержки, мужества и терпения.
Твой друг Верни.
…
Письмо Есенио Дону Сандро
Я всё понял.
Всё вернулось на круги своя.
Между нами всё кончено. Окончательно. Я больше не хочу тебя видеть никогда. Мы друг другу не нужны. Рад, что у тебя есть Элиш, Ничета и Верни.
Обо мне забудь.
Есенио.
…
Письмо Сандро Верни Ван Тиасу
Здравствуй, дорогой.
Сегодня разбирал в библиотеке свитки святых отшельников и наткнулся на любопытную цитату:
Пока человек в такой слепоте находится, он думает о себе, что все правильно и разумно делает, но, на самом деле, все его поступки, дела, замыслы и начинания одно заблуждение. Ибо сердце, от которого все происходит, суетою исполненное и мирской любовью напоенное, на что еще способно, как только суетное замышлять и приводить в действие? И такой во всем подобен слепому или находящемуся во тьме, который, хотя и весь в грязи, думает, что чист; хотя и сбился с пути и заблудился, думает, что идет надлежащим путем. И тем более бедственна эта слепота, что человек ее не видит. Где неумеренное самолюбие и любовь к миру сему, там и эта слепота. Самолюбия и любви к миру без этого ослепления не бывает.
Хотел отправить эту цитату Есенио, но решил к нему не лезть. Едва ли он способен понять правильно, только озлобится, ещё чего доброго какой-нибудь яд подсыпет в муку на мельнице, чтобы мы все тут перетравились. Ну его совсем, этого Есенио. Если я что-то и мог сделать для вразумления этого человека, то это время прошло.
Зато в моих отношениях с Элишем и Ничетой явно начался новый этап. Мы стали часто, легко и непринужденно общаться.
Оказывается, их не отправляли ни в тюрьму, ни в ссылку. Судья - Валеро ди Валери после моего посещения дал им возможность уехать на все четыре стороны. Элиш после моего предательства (так он это, во всяком случае, видит) был окончательно надломлен и морально растоптан, так что бразды в свои руки взяла Ничета. Она привезла лорда к себе на родину и познакомила с отцом - кузнецом по имени Аластар. По их рассказам мне очень понравился этот человек. Он овдовел три года назад, когда мать Ничеты умерла после тяжелой болезни. Про маму Ничета тоже много рассказывает, она ее очень любила.
В общем, я всё больше радуюсь за Элиша, попавшего в эту простую и добрую семью.
Сам Элиш периодически впадает в упадочное состояние хандры по Аластрине, которая постоянно немым упреком является ему во снах. Я понимаю своего друга как никто другой. Помню, как женившись на Альго, практически сразу как полный дурак втрескался в донну Анну и строчил ей многостраничные вирши. Явно бес путал. Святые говорят, что темные силы ненавидят брак как Божье устроение и употребляют всевозможные подлые уловки для того, чтобы разрушить семью.
Бывает, мы с Элишем гуляем вдвоем. Он выливает на меня свой душевный раздрай:
- Ты часто называешь меня провокатором, Сандро. Я совершенно не понимаю, что ты имеешь в виду. Когда я тебя провоцировал? Никогда. Это ты все придумал своим воспаленным мозгом. Ты вообще иногда совершаешь идиотские поступки. Как твоя безумная поездка к судье. Почему нельзя было просто со мной поговорить и всё обьяснить спокойно? Зачем было причинять мне такую боль? Ты очень жестокий человек, Сандро. И наша дружба сохраняется лишь благодаря моему милосердию и всепрощению. А если бы я тебя не прощал, то еще Аластрина бы набила тебе морду. Ну или колени прострелила.
Во время таких разговоров я вспоминаю слова Есенио о том, что у Элиша скопилось множество непрощенных обид.
Дорогой друг, я человек грешный и не всегда мог совладать сам с собой. Но всё что я делал было из любви к тебе, а не для того, чтобы причинить вред. Возможно, сразу я не смогу ответить тебе на все твои вопросы, дай мне время. Мне важно продолжать общаться с тобой. И с Ничетой. Мы нужны друг другу...
…
Продолжение Дневника Сандро
Сегодня мне приснилась Ничета. Она была вся в черном, грустная, лицо совсем детское, волосы взъерошенные. Во сне я позволил себе протянуть руку и погладить её по голове.
- Сандро, Элиш вовсе не женился на мне, - говорила она. - Это был просто очередной спектакль, симуляция. Он просто пользуется мной, удовлетворяет свою похоть. Я ему не нужна.
- Не говори так, дорогая. Он искренне привязался к тебе и очень ценит.
- Сандро, как меня можно ценить? Я такая глупая.
- Знаешь, как в сказке говорится? «Ничто не является большим свидетельством о наличии ума, как мысль об его отсутствии».
- Элиш ценит только две вещи, Сандро, - продолжала Ничета с грустной улыбкой. - Во-первых, ему хочется казаться крутым в твоих глазах. Твоё мнение для него очень важно. Он хочет снискать твоё одобрение. Поэтому и подстроил эту якобы свадьбу.
- Ну… А вторая вещь?
- Вторая вещь - Аластрина. Он бредит ею, видит во снах и в грёзах наяву. Он всерьёз надеется, что она ещё жива, что он сможет её найти и вызволить из плена, и тогда он бросит меня. Я как под Дамокловым мечом живу, Сандро. Мне страшно…
Я проснулся. Рядом сопела Альго.
Обычно я стараюсь не обращать внимания на сны, но в этом ночном видении было что-то такое, что я никак не мог выбросить из головы. Симуляция свадьбы, возвращение к Аластрине… абсурд! И всё же…
…
Письмо Альго Элишу
Здравствуй, дорогой друг моего возлюбленного супруга Сандро.
Мы с тобой мало знакомы и почти не виделись, при этом за годы супружеской жизни с Сандро ты стал мне очень близок. От души поздравляю тебя с женитьбой. Мне нравится твоя жена (опять же, по рассказам Сандро). Я немного завидую ей. Она пылкая, горячая, темпераментная, остроумная, а я иногда кажусь сама себе селедкой и недоумеваю, что Сандро во мне нашёл.
Сандро по вечерам читает мне твои записки, и говорит, что тебе интересно мое мнение. Обычно я его держу при себе, но раз уж ты спрашиваешь, Элиш, скажу.
Меня очень беспокоит, что ты такой болезненный, худенький и хрупкий, а Ничета твоя - воительница, способная сразить любого рыцаря. Ты вот упоминал, что на днях она в расстроенных чувствах накинулась на тебя с кулаками, а ты надавал ей лещей. Это очень плохая тенденция, Элиш. Ведь прошло совсем немного времени после свадьбы! Узнав об этом инциденте, я пришла в ужас.
Прошу тебя, дорогой, ради Бога, ради всего святого, ради тех, кого ты по-настоящему любишь, подумай, какие твои слова и поступки приводят к тому, что Ничета перестает владеть собой и срывается в безумный гнев.
Мы с Сандро в браке много лет и знаем, что в основе счастливой семейной жизни лежит принцип: «Оправдывай другого и во всём укоряй себя».
Муж и жена - единое целое, сообщающиеся сосуды. Если ты сможешь найти в самом себе причину душевного неустройства Ничеты, то оно наладится само собой, тебе даже ничего не придется говорить. А вставая в позу, запрещая, обвиняя и упрекая ты лишь усугубишь ситуацию.
Не сочти мои слова нравоучениями. Мы с Сандро от всего сердца желаем вам с Ничетой счастья.
По-сестрински обнимаю.
Альго.
…
Письмо Верни Ван Тиаса Дону Сандро
Дорогой.
Благодарю тебя за замечательную цитату святого отшельника. У дяди Бальтазара роскошная библиотека, и наконец-то нашелся человек, способный навести в ней порядок. Присылай мне побольше таких цитат!
Думаю, ты совершенно правильно сделал, что не стал отправлять ее Есенио. Бедолага точно бы всё не так понял и ещё пуще расстроился.
То, что я о нём узнал, наполняет моё сердце глубоким состраданием. Он просто болен, ему явно надо лечиться. Прежде всего, перестать употреблять грибы. А там глядишь рассудок прояснится. Через какое-то время, если он осознает свои ошибки и придёт к покаянию, возможно, вы сможете возобновить общение на новом уровне.
По поводу Элиша, Ничеты и Аластрины. Судя по всему, наш молодой ирландец - человек увлекающийся и влюбчивый. На ком бы он ни женился, его внимание всё равно будет так или иначе отвлекаться на кого-то другого. Это такая натура, ничего с этим не поделаешь. Здорово, что у них есть ты. Дай вам Бог сил, терпения и доброты друг ко другу!
Напиши, как здоровье супруги. Я беспокоюсь за неё.
Твой Верни.
…
Письмо Сандро Элишу
Здравствуй, дорогой друг.
Ты жалуешься на рутину: работа-дом-работа. Что ж, развлеку тебя немного своими байками.
Ты уже познакомились со старым другом семейства Ван Тассов - Верни Ван Тиасом. Когда мы с тобой были в ссоре после истории с моей одержимостью твоей Ничетой, я сильно скучал, и, чтобы отвлечь меня, отец пригласил Верни к нам в гости. Мы общались, что называется, взахлёб, не могли наговориться. У нас видимо душевное родство. Было ощущение, что мы всю жизнь знаем друг друга.
Простившись, мы вступили в переписку и всё это время общались. А на днях он пригласил меня погостить в свой замок и представил всему семейству Ван Тиасов. И произошёл коллапс.
Как говорил магистр ордена тамплиеров, еще когда я в нем состоял, «Сандро. Вокруг тебя полыхают пожары».
Ван Тиасы - большой клан. Старейшины семейства - Дон Наром и его супруга Донна Анталь. У них четверо детей. Старшие сын дон Андрэ женат на донне Даве и у них четверо детей (имен уже не помню). Старшая дочь Юджина замужем за Доном Долием, и у них тоже четверо детей. Младшие сыновья - Верни и его брат Янат - не имеют своих семей.
Все члены клана Ван Тиасов - и взрослые, и дети - находятся друг с другом в беспрестанных разборках. И в самом эпицентре оказался я.
Настроение у меня поначалу было залихватски благостное. Меня тянуло на шутки и проделки. С малышней мы затеяли рождественскую игру «Царь Ирод ловит Вифлеемских младенцев» - некая смесь пряток, догонялок и потасовок. Взрослые члены клана понравились мне все без исключения, я бы даже сказал, влюбился в них всех и не мог наговориться.
С доном Наромом, доном Андрэ и доном Долием мы пили вино, играли в шахматы и вели философские дебаты. За донной Анталь и донной Давой я в шутку куртуазно волочился. Верни не отходил от меня ни на шаг, с восторгом подхватывал все мои затеи, а по ночам мы с ним гуляли под звездами.
Из всего клана меньше всего я общался с несколько чопорной и замкнутой Юджиной, а также младшем братом Верни - Янатом, который явно ревновал ко мне своего любимца Верни.
Со временем клан Ван Тиасов разделился на две противоборствующие группировки. На мою сторону встали дон Наром, дон Андрэ и донна Дава с детьми, а также Верни. Против нас ополчились донна Анталь и донна Юджинь, которых я достал, Янат, который желал мне смерти, и его любимый дядя Дон Долий, который сегодня прислал мне вызов на поединок. Мы встретимся завтра утром на старом кладбище.
Верни я попросил быть моим секундантом, но он почему-то вспылил, впервые в жизни наорал на меня, обозвал идиотом и кретином и отказался в этом участвовать.
Так что драться с Долием буду один на один.
Жаль, что ты далеко. А то бы приехал меня поддержать.
Если что, не поминай лихом.
Поклон Ничете.
Сандро.
…
Некролог
Письмо Верни Ван Тиаса Элишу
Скорби со мною, брат.
Я не смог остановить это безумие. Это моя вина.
Это я оторвал рыцаря Сандро от жены, от детей и впутал в водоворот наших семейных неурядиц.
Долий воспылал к нему такой чудовищной ненавистью, что сопротивляться ему было просто невозможно. Он всадил Сандро в горло клинок, тот погиб на месте, истекая кровью.
Какая поистине дурацкая смерть!
Не знаю, как жить дальше. Свет в моих очах померк.
4 февраля - самая скорбная дата в году.
Слов больше нет.
Верни Ван Тиас.
…
Александра Канавец
Январь - февраль 2026