Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Во Франции полиция пришла с обысками в офисы X: эксперт объяснил, что происходит

Во Франции у социальной сети X выдался явно не самый спокойный день: в парижские офисы компании пришла полиция с обысками. Операцию организовал отдел по борьбе с киберпреступностью прокуратуры Парижа. Причем не в одиночку, а в компании CyberGEND, профильного подразделения национальной жандармерии, и при поддержке Европола. То есть история сразу приобрела масштаб, выходящий далеко за рамки обычной проверки. На этом фоне владельца X Илона Маска и бывшего гендиректора компании Линду Яккарино пригласили для дачи показаний. Правда, без спешки: речь идет о так называемых добровольных допросах, которые запланированы лишь на 20 апреля – почти через два с половиной месяца. В прокуратуре уточняют: нынешние обыски – часть расследования, стартовавшего еще в январе прошлого года. Поводом стали жалобы от депутата французского парламента и высокопоставленного чиновника. Они утверждали, что соцсеть использует алгоритмы, которые могут быть задействованы для иностранного вмешательства. Формулировка, мяг
   Илона Маска пригласили для дачи показаний REUTERS
Илона Маска пригласили для дачи показаний REUTERS

Во Франции у социальной сети X выдался явно не самый спокойный день: в парижские офисы компании пришла полиция с обысками. Операцию организовал отдел по борьбе с киберпреступностью прокуратуры Парижа. Причем не в одиночку, а в компании CyberGEND, профильного подразделения национальной жандармерии, и при поддержке Европола. То есть история сразу приобрела масштаб, выходящий далеко за рамки обычной проверки.

На этом фоне владельца X Илона Маска и бывшего гендиректора компании Линду Яккарино пригласили для дачи показаний. Правда, без спешки: речь идет о так называемых добровольных допросах, которые запланированы лишь на 20 апреля – почти через два с половиной месяца.

В прокуратуре уточняют: нынешние обыски – часть расследования, стартовавшего еще в январе прошлого года. Поводом стали жалобы от депутата французского парламента и высокопоставленного чиновника. Они утверждали, что соцсеть использует алгоритмы, которые могут быть задействованы для иностранного вмешательства. Формулировка, мягко говоря, серьезная и одновременно расплывчатая, но именно с нее все и началось.

Уже в июле дело передали в Главное управление Национальной жандармерии. Тогда сообщалось, что следствие изучает возможное вмешательство организованной преступной группы в работу автоматизированной системы обработки данных, а также мошенническое извлечение информации. Позже расследование расширили: к нему добавились вопросы, связанные с чат-ботом Grok, который работает на платформе X. Поводом стали заявления о том, что бот генерировал дипфейки сексуализированного характера.

Ситуацией заинтересовались и в Брюсселе. Представитель Еврокомиссии Тома Ренье подтвердил: орган находится в контакте с французскими властями по поводу обысков в офисах X.

На фоне происходящего в дискуссию включился и основатель Telegram Павел Дуров. Он напомнил, что сам почти полтора года назад был задержан во Франции, и вновь высказал мнение, что именно эта страна сегодня остается единственной в мире, где социальные сети фактически подвергаются уголовному преследованию за предоставление пользователям свободы.

СТРАХ ПЕРЕД США

«Комсомолка» решила понять: почему в Европе так активно закручивают гайки соцсетям и мессенджерам, которые были созданы за ее пределами, хотя собственных глобальных цифровых платформ у ЕС по-прежнему нет. Своим мнением поделился доцент РУДН, президент международной академии цифровых коммуникаций Андрей Яблонских:

– На самом деле у европейцев – и в Швейцарии, и во Франции – есть собственные соцсети. Они, конечно, более профессиональные по своей направленности, чем X и другие глобальные платформы, к которым привыкли пользователи по всему миру, но, тем не менее, они существуют. Аналогичная ситуация и с мессенджерами. Другое дело, что у Европы нет единого национального мессенджера по типу российского MAX. Однако аналоги различных мессенджеров и социальных сетей, принадлежащие европейским компаниям и размещающие серверы на территории Европы, все же есть.

Отвечая на вопрос, почему в Европе так жестко зажимают соцсети и мессенджеры, логика здесь достаточно простая. Европа внимательно наблюдает за агрессивной политикой Соединенных Штатов и понимает, что мессенджеры и соцсети являются одним из ключевых инструментов такой политической борьбы. Речь идет о ситуациях, когда при необходимости можно настроить население оппонента против собственного государства или против конкретных действий власти – и подобные примеры уже неоднократно наблюдались.

Именно этим можно объяснить происходящее сейчас: речь пока идет не о прямых блокировках, а об обысках, расследованиях и, например, запретах на использование мессенджеров для лиц младше 16 лет в ряде европейских стран. Пока меры становятся лишь более строгими, но вероятность точечных блокировок и других ограничений сохраняется. Не исключено, что через некоторое время Евросоюз может перейти и к таким шагам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Властелины колец: зачем американские переговорщики по Украине надели на встречу с Путиным «умные» украшения

Совращенные дети, ловушка полиции и $10 тысяч залога: как в США задержали израильского «киберзащитника»

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

М
Максим ПЛОТНИКОВ
Журналист