Найти в Дзене
Российская газета

Доля Агнессы

Агнессе (по паспорту Саше) Кураловой - 67. Она мать семерых сыновей и бабушка 18 внуков. Пятеро из них стали участниками СВО, трое погибли, а двое продолжают сражаться за Россию. Живет она в Нальчике, в маленьком домике по улице Суворова. Для большой семьи здесь места нет. Мечтает о родовом гнезде, куда бы слетались вылетевшие из него птенцы. Агнесса надеялась создать это гнездо на участке, который ей бесплатно выделят власти. Еще в 2024 году просила об этом мэрию Нальчика. Получила ответ, что якобы для выделения ей земли нет основания. Почему они так решили, сокрушается женщина? Ведь ее погибшие сыновья были удостоены двух орденов Мужества и нескольких боевых медалей. Неужели этих наград не хватило на 10 соток земли? Раньше они жили в селе Нижний Курп в 80 километрах от Нальчика. Здесь появились на свет все сыновья. Когда младшему было два года, не стало их отца. Он умер от инфаркта в 36 лет. - Тяжело, конечно, было, бралась за любую работу, чтобы детей прокормить, - рассказывает корр

Агнессе (по паспорту Саше) Кураловой - 67. Она мать семерых сыновей и бабушка 18 внуков. Пятеро из них стали участниками СВО, трое погибли, а двое продолжают сражаться за Россию. Живет она в Нальчике, в маленьком домике по улице Суворова. Для большой семьи здесь места нет. Мечтает о родовом гнезде, куда бы слетались вылетевшие из него птенцы. Агнесса надеялась создать это гнездо на участке, который ей бесплатно выделят власти. Еще в 2024 году просила об этом мэрию Нальчика. Получила ответ, что якобы для выделения ей земли нет основания. Почему они так решили, сокрушается женщина? Ведь ее погибшие сыновья были удостоены двух орденов Мужества и нескольких боевых медалей. Неужели этих наград не хватило на 10 соток земли?

   Агнесса оплакивает погибших и мечтает о родовом гнезде для большой семьи. / Инга Бабаева
Агнесса оплакивает погибших и мечтает о родовом гнезде для большой семьи. / Инга Бабаева

Раньше они жили в селе Нижний Курп в 80 километрах от Нальчика. Здесь появились на свет все сыновья. Когда младшему было два года, не стало их отца. Он умер от инфаркта в 36 лет.

- Тяжело, конечно, было, бралась за любую работу, чтобы детей прокормить, - рассказывает корреспонденту "РГ" женщина. - Муж очень хотел, чтобы наши сыновья учились в Нальчике, и я его мечту исполнила. Все приобрели хорошие профессии, четверо институты окончили. Ахмедхан в МГУ учился на экономическом факультете, банковское дело там изучал. Все мне завидовали, думали, что сын банкиром станет. Но для этого, наверное, надо связи иметь. Он после МГУ домой вернулся, а здесь только в "Магнит" смог на работу устроиться.

В сентябре 2022 года Ахмед, за пять лет до этого отслуживший в армии, первым из сыновей Агнессы ушел на СВО по мобилизации. После подготовки на военной базе в Ингушетии попал "за ленточку". А дома в это время его мама еженедельно организовывала сбор гуманитарной помощи и отправляла ее с волонтерами к месту несения боевой службы, стараясь побаловать домашней едой сына и его сослуживцев. Ахмед говорил ей по телефону: "Мама, мы вкусно поели. Ребята благодарят тебя".

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

Он звонил каждую неделю, но в конце июля 2023 года не позвонил. Агнесса тогда сердцем почувствовала беду. Рассказывают, что она сильно кричала, когда сообщили о гибели Ахмеда. Это произошло в боях за село Работино в Запорожской области. По словам сослуживцев, к месту боестолкновения боец отправился по собственной инициативе, чтобы прикрыть боевых товарищей. Он был пулеметчиком и посчитал, что нужен там, где сражались друзья. На 16-й день они вынесли с поля боя его тело. Похоронили кабардинского героя в его родном селе Нижний Курп в Терском районе Кабардино-Балкарии. А награды бойца - медаль Жукова и орден Мужества - передали матери.

Читайте также:

В Крыму жены участников СВО, обманутые застройщиком, объявили голодовку

В 2023 году вслед за братом, заключив трехмесячный контракт, в зону СВО отправился Адальби Куралов. Он воевал в Марьинке, в Бахмуте. По окончании контракта вернулся домой, ничего не сказав матери о полученном ранении. А подлечившись, вновь подписал контракт. Это было уже в 2024 году, причем на этот раз к нему присоединился старший брат Анзор. Он был успешным фермером, выращивал овец и лошадей, чем и кормил свою большую семью. Но Родина позвала, и он, по примеру братьев, не мог остаться в стороне. Мать узнала о принятом сыновьями решении, когда перед отъездом Анзор пришел к ней на работу, чтобы попрощаться. Там и поставил ее перед фактом. Адальби снова отправился в зону СВО днем раньше.

Братья попали в воинскую часть, сформированную в Ленинградской области. Сначала служили вместе. Адальби в звании лейтенанта командовал минометным взводом. Анзор, тоже боевой офицер, стал командиром взвода связи. Потом братьев развели по разным подразделениям. В мае 2024 года в районе города Волчанска Харьковской области Анзор пропал без вести. Адальби его долго искал, но 18 октября 2024 года в боях за деревню Волчанка Курской области сам сложил голову. Похоронили его рядом с братом Ахмедханом в селе Нижний Курп.

- Кладбище расположено недалеко от нашего родового дома, - говорит безутешная мать. - Когда в село приезжаю, из открытых ворот вижу их могилы на кладбище и все время плачу. Из-за этого другие мои сыновья стараются, чтобы я в село часто не ездила.

Ее погибшие сыновья были удостоены двух орденов Мужества и боевых медалей. Неужели этих наград не хватило на 10 соток земли?

На въезде в село Нижний Курп установлен баннер с портретами погибших братьев Кураловых, Адальби и Ахмедхана, а в здешней сельской школе - памятная доска в честь земляков. В ноябре прошлого года появилась она и в школе-интернате N 1 Нальчика, где также учились братья.

Двоих своих сыновей Агнесса похоронила. Третьего не могут найти уже год и восемь с лишним месяцев - ни живым, ни мертвым.

- Больше всех я об Анзоре плачу, - признается она. - Страшно, когда не знаешь, где лежит твоя кровиночка.

Читайте также:

Жизнь после жизни

У Анзора осталось семеро детей, двое из которых - инвалиды. Многодетная семья живет в городе Нарткала. Это административный центр Урванского района КБР. После того как решением суда Анзора признали умершим, его вдова Джульетта получила от минобороны положенные по закону выплаты. Деньги она вложила в строительство будущего жилья для старших детей.

- Можно было все полученные средства проесть, но муж, как и его отец когда-то, хотел, чтобы дети получили образование, поэтому квартиры для них купила в Нальчике, - поясняет Джульетта.

Сейчас многодетной семье приходится, что называется, сводить концы с концами. Весь их бюджет - детские пособия. Даже военную пенсию пока не получают. Агнесса получила за погибших сыновей федеральные и региональные выплаты, а вот выплатить за их награды в военном ведомстве почему-то забыли. А их у братьев было четыре: у Адальби медаль "За отвагу" и орден Мужества посмертно, у Ахмедхана орден Мужества и медаль Жукова. Ну а матери троих сыновей, погибших на СВО, в администрации Нальчика отказали в предоставлении предусмотренного законом земельного участка. Муниципальные чиновники сослались на наличие у Кураловых родового дома в селе Нижний Курп, хотя там живет их родня. Да и в законе не говорится, что наличие дома в селе исключает возможность предоставления земельного участка.

Сейчас два сына Агнессы - Джамбулат и Кантемир - живут и работают в республике. А еще два брата Кураловых - Азамат и Назир - продолжают нести боевую службу в зоне СВО. Назир - в составе Росгвардии, а старший, Азамат, в должности заместителя командира несет боевую вахту в районе города Бахмут. Мать надеется, что скоро они вернутся и помогут ей построить дом. Но для этого мэрия Нальчика должна удовлетворить давнюю просьбу матери, потерявшей троих сыновей, и выделить ей наконец участок под застройку.

Читайте также:

Аварийный фронт: В Севастополе семья участника СВО оказалась под угрозой выселения

По просьбе "РГ" в сложившейся ситуации сейчас разбирается республиканская прокуратура. Как сообщает пресс-служба ведомства, в ходе надзорных мероприятий осуществляется всестороннее изучение и анализ соблюдения уполномоченными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям, семьям участников СВО. Также проверяется организация работы по представлению к государственным наградам, устранение нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законность оформления земельного участка под многоквартирным домом. По итогам проверки будет дана правовая оценка действиям соответствующих уполномоченных органов. Для полной реализации прав заявителей сотрудники прокуратуры при необходимости окажут им дополнительную помощь. По информации "РГ", проводимые надзорные мероприятия в отношении соблюдения прав членов семьи Кураловых взяты под контроль прокурором Кабардино-Балкарской Республики Николаем Хабаровым.

Автор: Татьяна Павловская