Вряд ли целесообразно подробно останавливаться на всех концепциях системы крепления кубиков, какие тестировались компанией LEGO до момента обращения за первым патентом. Интереснее затронуть вопрос о расширении производства за пределы Дании и связанных с этим исторических сокровищах.
Изначально компания LEGO пошла по пути предоставления собственной лицензии сторонним компаниям, продававшим конструктор в том числе и под собственной торговой маркой.
Одним из первых производств, получившим возможность выпускать конструкторы LEGO стала известная в области текстильной и химической промышленности британская компания Courtauld's. Здесь, на заводе в уэльском Рексеме, под маркой British LEGO Ltd. кубики LEGO выпускались с 1960 года для Великобритании и Ирландии, а с 1962 года также для Австралии. Этот завод существует и поныне, однако все лицензии для упомянутых и иных стран были выкуплены датчанами в 1992 году, и с тех пор наборы производятся только самой компанией LEGO.
Но деятельность этого завода невозможна без сырья - пластмассы. На выручку пришел, расположенный в Великобритании химический завод Borg-Warner в шотландском Гранжемут. Этот гигант производил гранулированную пластмассу, используемую LEGO при производстве элементов конструктора.
Но на мощностях шотландского завода также тестировалась сама пластмасса и кубики из нее. Потому здесь имели пресс-формы LEGO, предоставленные датчанами, и активно использовавшиеся в экспериментальных целях.
Аналогично химические концерны Bayer и BASF производили пластмассу для датского производства, тестируя качество выпускаемого сырья.
Но вернемся в Шотландию. Открытый с 1963 года, завод стал известен как колыбель «мраморных» (marbled) кубиков LEGO, чрезвычайно популярных среди коллекционеров, но никогда не ставших частью официальных конструкторов.
Часть мраморных кубиков выпускали и немцы, хотя для них больше характерен выпуск тестовых кубиков в непривычных цветовых решениях. Коллекционерам нравится собирать из них палитры, бережно подбирая различные оттенки каждого цвета.
Но вот именно шотландские кубики, имеют огромную популярность и увлечение ими является одним из самых распространенных в мире.
Как только кто-то решается разместить хотя бы частичку истории LEGO в своем доме, первым делом обращает внимание на деревянную уточку и на мраморные кубики. Эти предметы стали настолько символичными, что история компании без них немыслима. И если деревянные игрушки всегда были на слуху, то повальное увлечение мраморными кубиками наблюдается с 2014 года, когда в публичном поле кто-то поделился случайно приобретенными деталями, каждая из которых отливает всеми цветами радуги. Постепенно народ проникся этой темой. Много было сделано и для выяснения истории этих кубиков, поскольку на первый взгляд они кажутся, если не красивой подделкой, то как минимум браком. А уж отнести их к первым десятилетиям пластмассового производства было очень сложно при первом знакомстве. Зато сейчас эти кубики - первые в списке желаемых для очень многих коллекционеров в мире.
Утверждается, что первые мраморные кубики увидели свет в 1978 году в Шотландии. История гласит, что два сотрудника завода делали эти кубики на стороне, смешивая пластмассы двух или более цветов. Когда британский ритейлер LEGO попросил сотрудника LEGO получить больше этих кубиков, предположительно, компания забрала пресс-формы с завода, прекратив с ним всяческие отношения. В этом есть доля правды, связанная с закрытием шотландского производства в 1978 году. А потому более правдоподобно звучит вторая история, что к моменту отзыва лицензии те самые два сотрудника просто развлекались с последними гранулами пластмассы, прежде чем пресс-формы пришлось вернуть датчанам.
Но как же тогда объяснить происхождение вот такой уточки конца сороковых годов, обнаруженной в Дании? История шотландцев требует уточнения. Секрет в том, что пресс-формы для литья пластмассы не всегда очищались должным образом. И при производстве элемента одного цвета, в них могли оставаться остатки пластмассы иного цвета. В Биллунде это подметили сразу же после освоения первых станков.
А получаемые двухцветные детали иногда продавались неофициально, так как включать их в наборы противоречило принципу качества, декларируемому Оле Кирком. Мы имеем дело с браком, не подвергшимся утилизации и не подходящим для вторичной переработки. Но возможно уже тогда кому-то понравилась сама идея. И по окончанию рабочей смены в пресс-формы смешивались гранулы не только двух, но и трех цветов.
Некоторые из официальных листов с номенклатурой деталей содержат указание на возможность приобрести такие кубики, распространявшиеся в комплекте из двухсот пятидесяти штук. Обозначали в Дании их как "flammede", то есть "пылающие", что во многом оправдывает их внешний вид.
Датчане бережно относились к сырью, и по возможности никогда не выбрасывали излишки.
Иногда отлитые из такой "пылающей" пластмассы изделия окрашивались, не оставляя никаких следов допущенного брака, и уходили в продажу в виде готового изделия, ничем неотличимого от иных. Да и можно ли увидеть в этом брак, если качество пластмассы обусловлено отнюдь не цветом, а ее физическими свойствами. Опытные коллекционеры порой не реставрируют найденные предметы, а напротив возвращают им первозданный вид.
Другое дело те самые заводы Германии и Шотландии, где не особенно заботились о чистоте пресс-форм, когда пластмасса подвергалась тестированию на прочность. Так что "открытие" мраморных кубиков могло быть здесь как случайным, так и вполне обдуманным решением, основанном на более раннем опыте материнской компании. Этим оправдывается чрезмерное количество и определенная доступность мраморных кубиков преимущественно из Шотландии. Германия, как я говорил, славится многообразием цветовых решений прежде всего. Но двухцветные выбракованные кубики датского производства конца сороковых годов очень редки. Уверен, что не смогу удержаться от соблазна купить такой, если когда-то один из них попадет в поле моего коллекционного зрения. Тогда сложно будет устоять и перед желанием купить себе по одному экземпляру каждого с заводов Шотландии и Германии. Затем захочется собрать каждый из возможных цветов. Несомненно, рискую повторить свой же опыт, переключившись на новый предмет обожания. Но эти мраморные кубики стоят того.