Найти в Дзене
Академия на Неве

Протоиерей Василий Ермаков о начале своего обучения в Академии

3 февраля день кончины выпускника Академии протоиерея Василия Ермакова, который одним из первых поступил в Ленинградские духовные школы после их возрождения в 1946 году. 3 февраля 2007 года, на 80-м году жизни, скончался протоиерей Василий Ермаков, выпускник Ленинградской духовной семинарии и академии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Петербурга, — один из самых известных петербургских священнослужителей. Авторитет отца Василия был общепризнанным как в Санкт-Петербургской епархии, так и за её пределами. В разные годы, в том числе и в трудное советское время, тысячи людей нашли себе дорогу в Церковь именно благодаря ему. Зная о несомненных духовных дарах отца Василия, за советом и поддержкой к нему приезжали не только из разных уголков России, но и из многих стран мира. Как истинный пастырь, он служил людям своим проникновенным словом, в котором требовательность сочеталась с безграничной любовью и милостью ко всем страждущим. После войны Васили

3 февраля день кончины выпускника Академии протоиерея Василия Ермакова, который одним из первых поступил в Ленинградские духовные школы после их возрождения в 1946 году.

3 февраля 2007 года, на 80-м году жизни, скончался протоиерей Василий Ермаков, выпускник Ленинградской духовной семинарии и академии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Петербурга, — один из самых известных петербургских священнослужителей.

Авторитет отца Василия был общепризнанным как в Санкт-Петербургской епархии, так и за её пределами. В разные годы, в том числе и в трудное советское время, тысячи людей нашли себе дорогу в Церковь именно благодаря ему. Зная о несомненных духовных дарах отца Василия, за советом и поддержкой к нему приезжали не только из разных уголков России, но и из многих стран мира. Как истинный пастырь, он служил людям своим проникновенным словом, в котором требовательность сочеталась с безграничной любовью и милостью ко всем страждущим.

После войны Василий Ермаков поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию (1946–1949), а затем в Духовную Академию (1949–1953), которую окончил со степенью кандидата богословия.

В книге «Тернистым путем к Богу», которая посвящена 25-летию настоятельского служения протоиерея Василия Ермакова в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Написаны воспоминания протоиерея Василия Ермакова о Духовной школе.

«На приёмные экзамены я опоздал. И все же меня приняли… После этого нам сказали: поезжайте пока домам, Семинария откроется только с 1 октября. Когда в Ленинград приехал осенью — сразу за работу. Чистили храм Иоанна Богослова в Духовной Академии и семинарии, тогда же был восстановлен иконостас, Царскосельскую икону Знамения Божией Матери привезли из Риги. Знаменская икона пережила немало: перед войной её увезли из Пушкина сначала в Псков, потом в Ригу, только после войны вернули. И вот теперь, числа 4 или 5 октября, икону из Риги привезли на Варшавский вокзал, а оттуда — на грузовике — на Обводный канал. Мы встречали её у дверей здания вновь открытых Духовных школ. Икону сняли с машины, мы с Борисом Воскресенским приняли её с рук на руки и благоговейно перенесли в храм Иоанна Богослова…».
«…В нашем первом классе было около двадцати человек. Состав преподавателей был великолепный, и они зажгли в нас яркий свет глубокой веры. Это Сергей Александрович Купресов, Константин Михайлович Федоров, братья Вознесенские – Дмитрий и Александр и др. Собрали лучших из тех, кто уцелел от тюрьмы и репрессий. Правила были тогда очень строгие: учиться только по дореволюционным изданиям, никаких новинок! Давали нам азы веры, азы Православия. Развивали память написания сочинений».

В октябре 1946 года, Василия вызвали в «Большой дом». Когда он пошёл в паспортный стол прописываться в Ленинграде, там встретил инспектора НКВД, который и послал в Управление для разрешения прописки, но на самом деле для дачи показаний о жизни в оккупации. Два часа его допрашивали, после выдали «волчий билет» — то есть предписание в 24 часа покинуть город. Фактически выгоняли из Духовной семинарии.

«Вздохнул я со скорбью в сердце и подумал: “А как же моя вера? Как же надежда служить Богу? Неужели всё разрушится в один миг?!” Конечно, я тогда проявил уныние и малодушие. Но потом собрался с силами. Пошёл и помолился у Царскосельской иконы Знамения Божией Матери. Это была та самая икона, которую в начале октября мы с Борисом Воскресенским внесли в здание Духовной Академии и семинарии… После молитвы отдал я начальству справку. А когда пришёл на другой день прощаться, мне говорят “Вы остаётесь”... Оказалось, вопрос решился положительно, и меня оставили в семинарии, и в Ленинграде».
«В семинарии я проучился три года и окончил её в 1949 году, а затем ещё четыре года учился в Духовной Академии. Что я мог вынести из этой духовной школы за 7 лет? Нам привили любовь к храму. Я и прежде был верующим, потому и пошёл по этой стезе, но мою веру углубили знаниями духовных богатств, которые накопила Православная Церковь за свою многовековую историю; мы также изучали языки, учились пению, умению проповедовать и т. д. И чтобы с Богом на “ты” не разговаривали, а коль Господь призвал нас служить Ему и людям, то мы должны с верой и старанием отдать себя этому духовному поприщу. Бог поругаем не бывает, и Его пути неисповедимы».

В последние годы отец Василий страдал от телесных немощей, но продолжал служить почти до самого конца своих земных дней, не щадя сил и всецело отдавая себя Богу и людям. С прощальной проповедью отец Василий обратился к своей пастве 15 января 2007 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского.

Вечером 2 февраля над отцом Василием было совершено Таинство Елеосвящения, и спустя два часа он отошел ко Господу. Весть о кончине любимого пастыря быстро разнеслась по городу, и уже с раннего утра 3 февраля к Серафимовскому храму шли тысячи людей, чтобы попрощаться с ним.

Вечная память приснопамятному протоиерею Василию!