Статья была опубликована в информационно-практическом журнале
«Охраняется государством», выпуск №2/2025.
«Зеленый пояс Славы» Ленинграда – величественный ландшафтно-монументальный ансамбль, увековечивающий рубежи переднего края обороны города на Неве 1941–1944 годов, а также историческую трассу «Дороги жизни». В его состав входит несколько десятков памятников, расположенных на территории двух регионов: Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Старейшие из этих мемориальных сооружений были воздвигнуты всего через несколько месяцев после окончания боев за Ленинград, а самые известные созданы в 1960–1970-х годах.
В 1974 году «Зеленый пояс Славы» в целом, а также формирующие его отдельные мемориалы были признаны памятниками истории и культуры республиканского значения (аналог статуса объекта культурного наследия федерального значения). В 1991 году ансамбль был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По сей день это едва ли не единственный и, несомненно, самый масштабный образец монументального искусства советского модернизма, обладающий столь высоким национальным и международным охранным статусом.
Первые монументы на рубежах обороны Ленинграда
Формальной датой рождения «Зеленого пояса Славы» следует признать 23 февраля 1965 года. В этот день на страницах ленинградской газеты «Смена» было опубликовано воззвание поэта-фронтовика М.А. Дудина: «Пусть в этот день, 9 мая, весь Ленинград от мала до велика выйдет на священные для нас рубежи и в истерзанную, политую кровью землю посадит деревья. Пусть на месте кольца блокады вырастет вокруг Ленинграда Зеленое Кольцо Мира, пусть оно обозначит на вечные времена своим зеленым шумом рубеж нашего мужества». Следствием этой публикации стала разработка институтом «ЛенНИИпроект» проекта комплексной мемориализации рубежей обороны Ленинграда, включавшего озеленительные работы и монументальное строительство, – проекта, результатом реализации которого в итоге и стал ансамбль «Зеленого пояса Славы».
К середине 1960-х годов на боевых рубежах города уже было установлено около десятка памятников. Осенью 1944 года на Петергофском и Пулковском шоссе, а также в Лигове, Усть-Тосно, Ям-Ижоре, Ропше и Русско-Высоцком были сооружены бетонные стелы и обелиски, спроектированные К.Л. Иогансеном, В.А. Петровым и Я.М. Зелёным. Инициаторами их возведения выступили Ленинградские обком и горком ВКП(б), Военный совет и Политуправление Ленинградского фронта, а также лично маршал Советского Союза Л.А. Говоров и второй секретарь обкома и горкома партии А.А. Кузнецов.
В 1950-х – начале 1960-х годов первые памятники, в основном представлявшие собой лапидарные гранитные стелы и обелиски, появились и в других памятных местах, связанных с историей битв за Ленинград: в Гостилицах, Петродворце, на Московском шоссе и «Дороге жизни», а также на «Невском пятачке» – небольшом плацдарме на правом берегу Невы, откуда в 1941–1943 годах было предпринято несколько попыток прорыва блокады Ленинграда.
Таким образом, к моменту публикации призыва М.А. Дудина на рубежах обороны Ленинграда уже сложился комплекс тематически связанных между собою монументов. Впоследствии, при проектировании «Зеленого пояса Славы», он будет переосмыслен ленинградскими зодчими в качестве своего рода «опорного каркаса» нового монументального ансамбля.
Память в модернистских формах
Монументы непосредственно «Зеленого пояса Славы» были заложены в мае 1965 года в дни празднования 20-летия Победы. Работа по их проектированию и возведению велась на общественных началах. Один из создателей ансамбля, архитектор Л.И. Копыловский впоследствии вспоминал: «Рабочие ездили на строительство точно так, как ездили в то время на сельскохозяйственные работы. А здесь было распоряжение – поехать на стройку. Сохранялась зарплата за людьми. И больше никаких стимулов там не было. Но всеми руководила бригада профессиональных строителей. Небольшая бригада из какого-то строительного треста».
Создание основных монументов «Зеленого пояса Славы» пришлось на вторую половину 1960-х – начало 1970-х годов. В эту эпоху в советской художественной культуре получил распространение стиль, который современные специалисты называют советским модернизмом. В сфере монументального искусства это направление предполагало отказ от опоры на исторические прообразы и традиционные методы формообразования. Ставка делалась на сочетание простых, но выразительных геометрических объемов, а также поиск нестандартных решений. Скульптурное и декоративно-художественное убранство монументов, несмотря на еще сохранявший свои позиции социалистический реализм, также могло иметь нетривиальное решение. Благодаря сочетанию этих черт модернистские памятники приобретали уникальный и запоминающийся облик.
Отмеченные характеристики можно обнаружить в лучших памятниках «Зеленого пояса Славы», таких как «Разорванное кольцо», «Лемболовская твердыня», «Холм Славы».
Первый из них был открыт в 1966 году на западном берегу Ладожского озера у деревни Коккорево, на месте, где начиналась ледовая трасса «Дороги жизни». Центральным элементом памятника является арка, составленная из двух дугообразных бетонных стел разной высоты. Сочетание этих стел формирует символический силуэт разорванного благодаря «Дороге жизни» кольца блокады. В то же время стелы создают прямо над героической трассой своеобразную «триумфальную арку». Таким образом, казалось бы, очень простой монумент приобретает два ярких символических измерения, одновременно придающих ему напряженность и торжественность.
Мемориал «Лемболовская твердыня» был воздвигнут в 1967 году на северных подступах к Ленинграду. Его монументальная выразительность достигается удачно найденным взаимодействием элементов комплекса с окружающей природной средой. Могучие бетонные стелы и пилоны монумента словно вырастают из земли. Необычные архитектурные формы прекрасно дополняет суровая сдержанность и строгость скульптурных рельефов.
Не менее оригинально использован синтез рукотворного и природного в облике мемориала «Холм Славы», открытого в 1968 году на правом берегу Невы у Ивановских порогов. Прекрасную оценку этому памятнику дал один из крупнейших архитекторов Ленинграда 1960–1980-х годов, автор проекта общей планировки «Зеленого пояса Славы» Г.Н. Булдаков: «Монумент доминирует над водной гладью излучины Невы и широкими просторами Приневской равнины. Авторы сумели придать традиционной форме кургана своеобразное звучание, новый смысл. В нем нет эпического спокойствия славянских курганов, он динамичен. Динамичен, как вздыбленная, медленно оседающая после огромного взрыва земля. Здесь все напоминает о войне, ее тревогах и напряженности. Это ощущается в сдвинутых плоскостях склонов, в бетонных объемах завершения, в расположенных на разных уровнях видовых площадках и лестницах. И в то же время композиция полна оптимизма, проникнута торжеством жизни – вспомните купу деревьев на вершине холма, пластичную скульптуру «Дерево жизни». Весь комплекс памятника воспринимается как глубоко философское раздумье о войне, о всем пережитом, а окружающий пейзаж с его необозримыми далями и величавым течением Невы еще больше усиливает это впечатление».
Открытый финал
Как сказано выше, «Зеленый пояс Славы» получил статус памятника истории и культуры республиканского значения еще в 1974 году, то есть всего через девять лет после начала создания ансамбля. Невозможная по современным меркам ситуация, однако в советские годы подобные решения были нередки.
В последующие десятилетия, в том числе еще в советскую эпоху, на рубежах обороны Ленинграда и трассе Дороги жизни продолжали создавать памятники. Идейно и стилистически они гармонично дополняли те объекты, которые уже состояли под государственной охраной как элементы «Зеленого пояса Славы», однако на них охранный статус ансамбля не распространялся. Обойден вниманием оказался даже открытый в 1975 году грандиозный Монумент героическим защитникам Ленинграда, который его авторы рассматривали в качестве символического центра «Зеленого пояса Славы».
Отмеченную ситуацию по сей день осложняет тот факт, что создатели «Зеленого пояса Славы» во главе с руководителем проектной группы Г.Н. Булдаковым не оставили описания своего детища в завершенном виде. Вследствие этого неизбежен вопрос: все ли монументы ансамбля сейчас имеют положенный им охранный статус?
В настоящее время органы государственной охраны памятников Санкт-Петербурга и Ленинградской области ведут работу по решению данной проблемы. На наш взгляд, важным шагом в этом направлении стало бы давно назревшее утверждение полного описания «Зеленого пояса Славы», в которое вошли бы как уже охраняемые, так и более поздние и еще не состоящие под государственной охраной памятники советской, а возможно, и постсоветской эпохи.
Больше материалов – в выпуске информационно-практического журнала «Охраняется государством».