Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«На Западе про Россию показывают совсем не то, что есть на самом деле». Интервью канадца из Сочи

Макс Эллис — о несостоявшемся шансе в НХЛ, работе с Галланом и игре в России. Три года в системе «Торонто» и переход в «Даллас» так и не обернулись для Макса Эллиса долгожданным вызовом в НХЛ. Столкнувшись с отсутствием шансов в Северной Америке, форвард отправился в Европу. За этим последовал сложный год в Финляндии и многообещающий, но противоречивый старт в «Шанхай Дрэгонс», после чего его обменяли в «Сочи». В большом интервью «СЭ» американец анализирует свои ошибки в Северной Америке, вспоминает период работы в «Шанхае» и объясняет причины своего резкого преображения в «Сочи». Досье
Макс Эллис
Родился 18 января 2000 года, Плимут, Мичиган, США.
Карьера: 2021-2024 — выступал за фарм-клуб «Торонто» — «Марлиз», 2024-2025 провел в финском «Йукурите», 2025 — н.в — начал в «Шанхай Дрэгонс», затем перешел в «Сочи». — У вас достаточно насыщенная карьера в столь молодом возрасте: АХЛ, финский чемпионат, КХЛ. Расскажите про свой хоккейный путь. — Мне посчастливилось играть два года в орган
Оглавление
   Макс Эллис.ХК «Сочи»
Макс Эллис.ХК «Сочи»

Макс Эллис — о несостоявшемся шансе в НХЛ, работе с Галланом и игре в России.

Три года в системе «Торонто» и переход в «Даллас» так и не обернулись для Макса Эллиса долгожданным вызовом в НХЛ. Столкнувшись с отсутствием шансов в Северной Америке, форвард отправился в Европу. За этим последовал сложный год в Финляндии и многообещающий, но противоречивый старт в «Шанхай Дрэгонс», после чего его обменяли в «Сочи». В большом интервью «СЭ» американец анализирует свои ошибки в Северной Америке, вспоминает период работы в «Шанхае» и объясняет причины своего резкого преображения в «Сочи».

Досье
Макс Эллис
Родился 18 января 2000 года, Плимут, Мичиган, США.
Карьера: 2021-2024 — выступал за фарм-клуб «Торонто» — «Марлиз», 2024-2025 провел в финском «Йукурите», 2025 — н.в — начал в «Шанхай Дрэгонс», затем перешел в «Сочи».

Порой я спрашиваю себя: «Что было бы, если бы тогда я отнесся к своему шансу в НХЛ более ответственно?»

— У вас достаточно насыщенная карьера в столь молодом возрасте: АХЛ, финский чемпионат, КХЛ. Расскажите про свой хоккейный путь.

— Мне посчастливилось играть два года в организации «Торонто». Я считаю, что это лучшая система в НХЛ. В финском чемпионате я смог найти свою игру, потому что на профессиональном уровне игрок должен меняться и приспосабливаться во взрослом хоккее. Сейчас в «Сочи» я провожу отличный отрезок, но при этом благодарен за опыт, который получил в «Шанхай Дрэгонс». Рад продолжать карьеру в КХЛ — это лига высокого уровня, и мне очень интересно открывать для себя новые точки на ее хоккейной карте.

— Чего не хватило, чтобы получить шанс в НХЛ?

— Это действительно непростой вопрос, над которым я часто размышляю, особенно в контексте своей карьеры. Всю свою жизнь я посвятил хоккею, но никогда не предполагал, что смогу достичь профессионального уровня. Именно поэтому, выступая в АХЛ, я относился к игре, скажем так, инфантильно. Мне не хватало именно тех маленьких, но важных деталей. Я осознал, что для достижения высокого уровня требовалось многим жертвовать, но в тот момент я не отдавал себе в этом отчета.

Настоящее понимание того, что хоккей — это огромная ответственность, пришло ко мне значительно позже, уже во время выступлений в Финляндии. Сейчас я уверен, что те уроки, которые я не усвоил в свое время, те упущения, которые были связаны с недостатком осознанности и самодисциплины, стали препятствием на пути к более высоким достижениям и более значимым успехам в моей карьере.

— Как справлялись с разочарованием?

— Я до сих пор возвращаюсь к этим мыслям, потому что любому человеку свойственно анализировать свое прошлое. Порой я спрашиваю себя: «Что было бы, если бы тогда я отнесся к своему шансу более ответственно?» Признаюсь, это непросто осознавать. Но, с другой стороны, именно этот путь привел меня в КХЛ — вторую по силе лигу мира, и я искренне дорожу этим опытом. Для меня хоккей — это не просто работа, а дело всей жизни. Поэтому я стараюсь не зацикливаться на прошлом, а просто принимаю каждый жизненный урок с благодарностью.

— НХЛ по-прежнему остается мечтой? Или с течением времени приоритеты сместились и вы видите свой дальнейший путь иначе?

— Да, конечно. НХЛ по-прежнему остается для меня не только мечтой, но и целью. Я был бы очень рад, если бы получил этот шанс.

   ХК «Сочи»
ХК «Сочи»

В Финляндии магазины закрывались в два часа дня

— После АХЛ вы уехали в Финляндию. Почему именно финский чемпионат, а не другая европейская лига или, возможно, попытка остаться в Северной Америке?

— После двух лет в системе «Торонто» меня обменяли в «Даллас», но довольно быстро стало понятно, что я не совсем вписываюсь в игровую модель этой команды. Не видел смысла оставаться там, где нет реальной перспективы получить шанс. На тот момент уже наступил конец лета, составы большинства клубов были полностью укомплектованы, поэтому, когда поступило предложение из чемпионата Финляндии, я решил его принять. Ключевым фактором стал главный тренер Марко Туомайнен: у него колоссальный опыт и за плечами много лет игры в НХЛ, что было для меня очень важно.

— Расскажите о финском хоккее: чем он отличается от североамериканского стиля, который вы хорошо знаете?

— Я думаю, самое главное, что я заметил, — это то, насколько много внимания уделяется контролю над шайбой. Было много заранее отработанных выходов из зоны, а силовых приемов практически не было. Также пришлось привыкнуть к тому, что площадка гораздо больше.

— Какие впечатления остались от жизни и игры в Финляндии?

— В России мне нравится гораздо больше, чем в Финляндии. Здесь больше активностей, очень дружелюбные люди. Не хочу говорить ничего плохого про Финляндию, мне понравилось в Хельсинки, но я жил севернее, в двух часах езды от столицы. В два часа дня там закрывались магазины, по выходным и вовсе ничего не работало. Мне приходилось самостоятельно готовить себе еду до и после матчей, что доставляло неудобство.

— Как появилось предложение из КХЛ?

— Поскольку у большинства американских агентств есть партнеры за океаном, мы вышли на агента, который хорошо знает российский рынок и КХЛ. Как только появилось предложение, он сразу связался со мной. Вариант показался мне перспективным, и я согласился.

— Что вы знали о российском хоккее и КХЛ в целом до получения предложения? Какие были стереотипы или представления?

— У меня была возможность узнать о лиге из первых уст. Когда я еще выступал в ОХЛ, в нашей семье по обмену жил Михал Йордан, который долго выступал в КХЛ в составе «Амура». Мы с тех пор поддерживаем близкие отношения. Поэтому, когда мне поступило предложение из КХЛ, я посоветовался с ним перед переходом. Михал честно рассказал мне о российском хоккее и убедил, что это лучший вариант для развития карьеры и выхода на новый уровень.

— Долго ли думали над предложением?

— Я думаю, вы сами понимаете, что на Западе новости транслируют не совсем ту картинку, которая есть на самом деле. Когда я только получил предложение, промелькнула мысль, что я ни за что не поеду в Россию. Позже, обдумав все еще раз, я понял, что это лучший вариант для продолжения карьеры. Пообщался с ребятами и понял, что в России отличные условия, никаких проблем. Как для хоккея, так и для жизни. Когда я приехал сюда, понял, что принял правильное решение. Все совсем не так, как показывают в новостях в Америке. Моя семья тоже приезжала в Россию, и им все очень понравилось. Я наслаждаюсь временем здесь.

— Чем вас убедил «Шанхай Дрэгонс»? Комфортный город, хорошая организация, тренер, амбиции?

— Решающим фактором для меня стал тренерский штаб. Когда я узнал, что команду возглавит Жерар Галлан, понял, что от такого предложения просто невозможно отказаться. Состав исполнителей тоже сыграл свою роль: наличие большого количества североамериканцев в раздевалке — это огромный плюс. Я сразу осознал, что у меня не будет проблем с коммуникацией и я быстро впишусь в коллектив. При этом мне искренне грустно наблюдать за тем, что сейчас происходит с «Шанхай Дрэгонс». О периоде в этой команде у меня остались только хорошие воспоминания, и я до сих пор за них переживаю.

   Жерар Галлан.ХК «Шанхай Дрэгонс»
Жерар Галлан.ХК «Шанхай Дрэгонс»

— Вашим главным тренером был Жерар Галлан — очень известный специалист с богатым опытом работы во многих клубах НХЛ. Какой он в повседневной работе? Что отличает его подход к тренировкам и играм?

— Жерар Галлан — прекрасный тренер, я благодарен этому опыту. Он уделяет внимание каждому игроку в составе, проводит индивидуальные разговоры. Галлан мог не только замотивировать, но и хорошо встряхнуть коллектив. Нам нравилось, что Жерар всегда был с нами на одной волне. Всегда мог пошутить или подколоть кого-нибудь, это взбадривало команду. Когда ты играешь под руководством такого талантливого тренера, ты, несомненно, становишься лучше как игрок. Жерар один такой в своем роде.

— Как проходила адаптация к жизни в России?

— Адаптироваться здесь было совсем не трудно. Во всяком случае, гораздо проще, чем в Финляндии. Там языковой барьер ощущался очень остро из-за специфики маленького города. В Петербурге же все иначе — я был приятно удивлен тем, как много людей знают английский. И, конечно, нам очень повезло с переводчиком. Алина стала для нас настоящим спасением: она помогала всей команде буквально во всем, от адаптации в клубе до обустройства жизни в городе.

— Вы поиграли в Финляндии, где большинство арен довольно компактные. На контрасте с ними какие эмоции у вас вызвала «СКА Арена»?

— Действительно, в Финляндии очень маленькие арены. Дома, в Северной Америке я тоже играл на арене, где общая вместимость была около 3 тысяч или даже меньше. Поэтому я был очень удивлен масштабом арены, когда приехал в Россию. Больше всего мне понравилась раздевалка: там есть столько всего, что невозможно не удивиться. Сауна, горячие и холодные ванные. Впервые я увидел, что на территории арены есть гостиница. Перед приездом в Санкт-Петербург я не смотрел фотографии арены, поэтому первые впечатления были очень яркими.

— У вас была серия из 12 матчей подряд без набранных очков. Хотя в команде вы считались забивным форвардом. Что не получалось в этот период?

— Старт в «Шанхае» получился удачным: в первых пяти матчах я стабильно набирал очки. Однако затем клуб начал активно подписывать новых игроков, ротация усилилась, и мое игровое время сократилось. На фоне возросшей конкуренции немного пошатнулась уверенность в себе — я думаю, именно с этим и был связан тот неудачный отрезок. Вернуть прежний настрой было непросто, но после перехода в «Сочи» все встало на свои места. Доверие тренерского штаба помогло мне снова поверить в свои силы, и сейчас я стараюсь оправдывать его в каждой игре.

— Понимали, что из-за такой затяжной безголевой серии вас могут обменять в другую команду?

— Если быть максимально откровенным, мне даже не сообщили о том, что меня будут обменивать. Мне позвонил агент и поставил перед фактом. Руководство связалось со мной и сообщило, что мой вылет на следующий день утром. Я успел попрощаться с ребятами, потому что за это время успели сдружиться, но точной причины мне никто так и не сказал.

— Какую главную мысль или урок вы вынесли из работы с таким опытным наставником, как Жерар Галлан?

— Выделить что-то одно тяжело, несмотря на то что мы не так долго работали вместе, но мне удалось вынести много уроков. Самое основное — это то, что он научил нас быть благодарными каждому дню, который дарит нам возможность играть на профессиональном уровне. Мы стали наслаждаться хоккеем. После работы с Галланом у меня изменилось мышление, оно стало более позитивным, на моем лице постоянно улыбка. Галлан превращает коллектив в настоящую семью, никто не чувствует себя чужим.

— Как отнеслись к новости о его отставке из-за ухудшения состояния здоровья?

— Это очень грустно, учитывая ситуацию, в которой сейчас находится команда. Конечно, всегда неприятно узнавать, что у кого-то проблемы со здоровьем, тем более у такого позитивного человека, как Жерар. Я надеюсь, что все наладится и он будет чувствовать себя лучше.

   ХК «Сочи»
ХК «Сочи»

Все, что нам остается, — это провести оставшиеся игры регулярного чемпионата, как будто это наши последние матчи

— Как вам Сочи как город для жизни и хоккея? Насколько сильно местный теплый климат контрастирует с тем, к чему вы привыкли в Северной Америке, Финляндии или в том же Санкт-Петербурге?

— Замечательный город, я живу в олимпийской деревне, на территории Сириуса. Это что-то невероятное! Место будто из сказки. Ты приходишь и играешь там, где проходила Олимпиада. Мне не на что жаловаться, в Сочи есть все для комфортной жизни. Отличный климат: море, солнце.

— Планируете следить за Олимпиадой в Милане?

— Конечно, я буду следить за Олимпиадой. Невозможно пропустить такое событие, буду болеть за сборную своей страны. Хочу отметить, что без сборной России будет скучно, так как там могли собраться многие звезды, и было бы здорово посмотреть за их выступлением. Непонятно, что сейчас происходит в Милане, достроится ли площадка к началу Игр, потому что я слышал, что там немало проблем с подготовкой.

— У вас есть какие-то хобби?

— В межсезонье я люблю играть в гольф и проводить время со своей собакой. В течение сезона все достаточно однообразно, мне нравится читать книги и смотреть кино.

— Как изменилась ваша роль на льду после перехода в «Сочи»? Тренерский штаб «леопардов» видит вас в ином качестве, нежели это было в вашей предыдущей команде?

— Я думаю, ничего не изменилось. Я как играл в «Шанхае», так играю и в «Сочи». У нас не было никакого разговора, просто так получилось, что в «Сочи» мне доверяют, поэтому удается набирать очки и лучше проявлять себя.

— Как в «Сочи» обстоят дела с коммуникацией? В «Драконах» было много англоязычных игроков, в «Сочи» же костяк российский — стало ли для вас это дополнительным вызовом в плане общения в раздевалке?

— Это небольшое дополнительное испытание, но у нас в раздевалке есть ребята, которые говорят по-английски, поэтому не чувствую себя потерянным. Наш главный тренер тоже старается говорить со мной по-английски, для меня это очень ценно.

— Ваша статистика в этом сезоне — это две разные истории. В 16 матчах за предыдущий клуб у вас было всего 4 очка, а в «Сочи» вы набрали 19 баллов в 20 играх. Получается, вы идете по графику «очко за матч». В чем секрет такого преображения?

— Не знаю, для меня ничего не поменялось. Как я уже говорил, в «Шанхае» я немного потерял уверенность в себе из-за проигранной конкуренции. У меня остался тот же уровень игры, в «Сочи» я смог это показать. Тем более я играю с очень талантливыми партнерами, поэтому никакой глобальной трансформации не произошло.

   ХК «Сочи»
ХК «Сочи»

— Чувствуете, что на вас возложили лидерские позиции в атаке?

— Думаю, именно для этих задач меня и приглашали в команду, но я не хотел бы называть себя лидером атаки. Я просто стараюсь в каждой смене доказывать личным примером, что мы можем и должны побеждать. Личная статистика для меня вторична. На мой взгляд, настоящий лидер — это тот, кто способен сплотить коллектив и повести ребят за собой. У нас в раздевалке есть такие опытные игроки, как Павел Дедунов и Дмитрий Кагарлицкий. Они уже много лет выступают в КХЛ, их слова имеют большой вес, мы всегда прислушиваемся к их советам.

— Несмотря на вашу личную результативность, «Сочи» сейчас находится в непростом положении. Последнее место в таблице — это явно не то, на что рассчитывал коллектив. Как вы оцениваете текущий кризис?

— На меня этот факт никак негативно не влияет. Все, что нам остается, — это провести оставшиеся игры регулярного чемпионата, как будто это наши последние матчи. Конечно, неприятно находится вне зоны плей-офф, но мы будем делать все возможное, чтобы показать свой лучший уровень.

— Какие цели вы ставите перед собой и командой на оставшуюся часть регулярного чемпионата?

— За себя могу сказать, что мне не так важна личная статистика. Насчет команды могу сказать, что нужно выходить на каждый матч и забирать все возможные очки. Надеюсь, мы сможем подняться в таблице выше.

«Это низшая точка команды». СКА опозорился в Сочи, пропустив восемь шайб

«Шанхай» нашел замену Галлану. В КХЛ едет бывший тренер Овечкина, скандально уволенный из «Вашингтона»

«Расстались друзьями». Жерар Галлан ушел из «Шанхая» из-за проблем со здоровьем

«Сочи» второй раз подряд победил СКА. И это после 0:9 в Магнитогорске!

«Стуканул двигатель — квадроцикл резко остановился, мы кувыркнулись и вылетели». Истории от Ильи Самсонова

Екатерина Смирнова, «Спорт-Экспресс»