Найти в Дзене
Политехнический музей

Циферблат настенных часов-ходиков фабрики кооперативного товарищества «Точные часы»

Часы с циферблатом из фанеры, оклеенной бумагой, с изображением революционных событий и советской символики — часть истории зарождающейся советской часовой промышленности. В Российской империи начала XX века часы практически не производили массово. В кустарных мастерских собирали простые ходики, но это не могло удовлетворить растущий спрос. Лидерами часового дела того времени были Германия и Швейцария, у них российские торговые дома и закупали детали. После Октябрьской революции 1917 года в молодом советском государстве наметился кризис часовой промышленности. Власти даже обсуждали возможность привлечь в страну специалистов из Швейцарии, но реализовать идею не удалось. В СССР уцелело несколько дореволюционных производств. Они вошли в состав крупных объединений. Например, фабрика ходиков, принадлежавшая Торговому дому Б. Рейнина, а затем переименованная в фабрику «Новь», в 1920-м вошла в Государственный трест точной механики — Гострест Точмех. Там наладили выпуск настенных часов и будил

Часы с циферблатом из фанеры, оклеенной бумагой, с изображением революционных событий и советской символики — часть истории зарождающейся советской часовой промышленности.

Фото: Политехнический музей
Фото: Политехнический музей

В Российской империи начала XX века часы практически не производили массово. В кустарных мастерских собирали простые ходики, но это не могло удовлетворить растущий спрос. Лидерами часового дела того времени были Германия и Швейцария, у них российские торговые дома и закупали детали. После Октябрьской революции 1917 года в молодом советском государстве наметился кризис часовой промышленности. Власти даже обсуждали возможность привлечь в страну специалистов из Швейцарии, но реализовать идею не удалось.

В СССР уцелело несколько дореволюционных производств. Они вошли в состав крупных объединений. Например, фабрика ходиков, принадлежавшая Торговому дому Б. Рейнина, а затем переименованная в фабрику «Новь», в 1920-м вошла в Государственный трест точной механики — Гострест Точмех. Там наладили выпуск настенных часов и будильников из импортных деталей.

А мастерская Василия Платова в подмосковном селе Шарапово, работники которой с XIX века собирали простенькие ходики практически вручную, стала основой промыслово-кооперативного товарищества «Точные часы». Часы из коллекции Политехнического музея того периода были собраны именно там. Механизм их был примитивным: простой гиревой двигатель и фанерный циферблат, оклеенный бумагой. Украшен циферблат в духе времени: советским гербом и изображениями революционных сюжетов. Художественную печать на бумаге использовали, чтобы сделать производство как можно более дешёвым.

На сайте Политехнического музея в разделе «Коллекция» — ещё больше оцифрованных экспонатов