Найти в Дзене

"Лермонтов — и то не мог передать всего величия Кавказа, теперь я убедился в этом...": Милий Балакирев во Владикавказе

Милий Балакирев (1837–1910) — выдающийся русский композитор, лидер творческого объединения «Могучая кучка». Балакирев дважды был во Владикавказе: в 1863 году — проездом, а в 1868 году — с концертом. В 1868 году композитор останавливался у Николая Бороздина, председателя Терского областного суда, и имел аудиенцию во Дворце начальника области Лорис-Меликова у наместника Кавказа Великого Князя Михаила Николаевича. Под впечатлением от путешествия по Военно-Грузинской дороге Балакирев сочинил 13 романсов на стихи Михаила Лермонтова. Это отрывок из книги «Деятели русской культуры во Владикавказе» (Москва, 1995). Составителем книги была Людмила Хмелева, заслуженный работник культуры РСО–Алании. Она работала в Национальной научной библиотеке, была заведующей отделом искусств. Выдающийся русский композитор Милий Балакирев, стоящий во главе музыкального творческого содружества «Могучая кучка», дважды побывал во Владикавказе. Первый раз в 1863 году по дороге в Тифлис. Балакирев в письме к Ц. А.Кю

Милий Балакирев (1837–1910) — выдающийся русский композитор, лидер творческого объединения «Могучая кучка».

Балакирев дважды был во Владикавказе: в 1863 году — проездом, а в 1868 году — с концертом. В 1868 году композитор останавливался у Николая Бороздина, председателя Терского областного суда, и имел аудиенцию во Дворце начальника области Лорис-Меликова у наместника Кавказа Великого Князя Михаила Николаевича.

Под впечатлением от путешествия по Военно-Грузинской дороге Балакирев сочинил 13 романсов на стихи Михаила Лермонтова.

Это отрывок из книги «Деятели русской культуры во Владикавказе» (Москва, 1995). Составителем книги была Людмила Хмелева, заслуженный работник культуры РСО–Алании. Она работала в Национальной научной библиотеке, была заведующей отделом искусств.

Выдающийся русский композитор Милий Балакирев, стоящий во главе музыкального творческого содружества «Могучая кучка», дважды побывал во Владикавказе.

Первый раз в 1863 году по дороге в Тифлис. Балакирев в письме к Ц. А.Кюи восхищается природой Кавказа:

«Одна дорога из Владикавказа в Тифлис стоит бог знает чего, особенно Дарьяльское ущелье, которое так грандиозно, что я не мог без замирания сердца смотреть на эти голые каменные стены вышиною в версту и более, которые давят вас своей громадностью. Я испытывал во время переезда очень странное чувство, не знаю, хорошо ли выражу его — я чувствовал сладкий вкус. Случалось ли Вам ездить ночью через пустыри? Сначала закроешь глаза и вдруг, открывши видишь огромную площадь — темно, безлюдно, у вас делается какое-то чувство не то страха, а так неприятное чувство пустоты. Это чувство — родственное тому сладкому ужасу, который я исчувствовал, ехавший в Дарьяльском ущелье... Лермонтов — и то не мог передать всего величия Кавказа, теперь я убедился в этом...».

Воспоминания и письма современников Балакирева содержат свидетельства о том, что из путешествий по Кавказу композитор привозил множество записей народных тем, которые служили ему материалом для фортепианных импровизаций. В Дарьяльском ущелье навеяна Вторая тема из музыкальной картины «1000 лет» и симфоническая поэма «Тамара». Об этом Балакирев сообщает в 1890 году в письме к Э.Рейсу:

«Грандиозная красота тамошней (кавказской) роскошной природы и гармонирующая с ней красота племён, населявших эту страну, - всё это вместе произвело на меня впечатление глубокое, и тогда я задумал большое окрестковое сочинение для выражения этих впечатлений, к которому, однако, не смел приступить тотчас, чувствуя себя к этому не готовым.»

Друг Балакирева, французский композитор Л.Бурго-Дюкудрэ, также использовал при сочинении своей оперы «Тамара» восточные напевы, полученные от Балакирева.

4 июля 1868 года М.Балакирев, отдыхая в Кисловодске, получил телеграмму от своего друга музыканта Н.Бороздина, жившего во Владикавказе и занимавшего должность председателя городского суда, с просьбой посетить его после восьмилетней разлуки. Одновременно он получает приглашение от Главнокомандующего войсками Терской области генерала Лорис-Меликова дать концерт в присутствии наместника Кавказа, великого князя Михаила, который был в это время во Владикавказе.

25 августа состоялся «Концерт Балакирева в зале Общественного городского управления.

Программа:
Бетховен — Соната до-диез минор «Лунная», соч.27;
Ласковский - Вальс-каприс;
Гензельт - Ларгетто — Из концерта для ф-п с орк.;
Мендельсон — «Песня без слов»;
Шопен — Прелюд;
Лист — Вальс-экспромт;
Шуман — «Вечером», «Бессвязное сновидение»;
Ласковский — Ноктюрн;
Шопен — Скерцо;
Мендельсон - Лист — Свадебный марш. (Программа. ГПБ, ф. 41).

28 августа 1868 года Балакирев отправляет отцу письмо из Кисловодска:

«Вчера я вернулся сюда из Владикавказа... В концерте публики было мало, несмотря на то, что был великий князь. Сбору всего 157 р. Великий князь прислал мне хороший перстень с рубином и бриллиантами, стоящий 200 р., а может, и больше. Моё здоровье очень улучшилось, в чём я уверился во время путешествия во Владикавказ и чего прежде не замечал.»

Во дворце Лорис-Меликова Балакирев виделся с великим князем и имел у него аудиенцию. «Находясь во Владикавказе, Балакирев передал кавказскому наместнику, великому князю Михаилу Николаевичу, письмо великой княгини Елены Павловны и говорил с ним о возможности открытия в Тифлисе отделения Русского Музыкального общества; великий князь обещал Балакиреву «полное своё содействие»; Балакирев надеется будущей весной выступить в Тифлисе с концертами.»

Окончание переговоров об открытии Тифлисского отделения РМО были отложены до весны 1869 года. Однако 27 апреля 1869 года Балакирев был отстранён от работы в РМО. Отделение в Тифлисе было открыто лишь в 1883 году М.М. Ипполитовым-Ивановым.