"За этою дачею лежитъ село Анненское, съ церковью Тихвинской Божiей Матери. Село Анненское основано въ 1800 году камергеромъ Н. П. Рязановымъ, оно названо по имени жены его Анны. Въ народѣ оно слыветъ Рязановскимъ, и по ближайшей рѣкѣ еще «Мойка». Въ церкви этого села замѣчательны священные сосуды изъ фарфора съ украшенiемъ изъ золота. Анненское болѣе пятидесяти лѣтъ принадлежитъ роду гг. Кокошкиныхъ" — писал Пыляев в "Забытом прошлом окрестностей Петербурга.
Получится длинно и наверное нудно, потому что местность эта, ныне пустынная, наполнена до краев и интересными фактами, и замечательными именами.
Когда появились жители на этом отрезке левобережья Невы сказать сложно, но явно давно. Старинные пути "Из Варяг в Греки" и "Из Варяг в Арабы" явно предполагали место для отдыха, особенно после преодоления Невских порогов, да ещё здесь же, в междуречье Мойки и Мги выходил к Неве древний путь из Новгорода — Ореховецкая (Ореховская) дорога.
В переписной книге Водской пятины указаны "Деревня на усть Мьи", "Деревня на устьи ж Мьи", "Деревня Островок на Мье ж Левонтьево" и "Варягово на Неве". Это совсем не говорит о густонаселенности района, деревни состояли из 1-3 домов, но тем не менее. Особо хочу отметить Варягово, как напоминание о торговых путях, небольшое отступление. Скорее всего, локализуется она в междуречье, в месте выхода Ореховецкой дороги. Интересно, что дальше идут подряд еще 2 деревни Варяговы на Неве.
Впрочем, на карте Спасского Городенского погоста на 1500 год (архимандрита Сергия 1805 г) три деревни Варягово указаны в районе современного Кузьминского моста, на карте Ингермандандии по данным 1676 (сост.Бернгейм, 1827) Варегово Верхнее и Варегово Нижнее указаны напротив безымянного острова (ныне Главрыба), на территории исторической местности Петрушино.
Если рассуждать логически, междуречье Мги и Мойки — самое удобное место для обустройства некоего центра на торговом пути, и скорее всего, оно там было. Археологически подтвердить или опровергнуть что-то здесь невозможно. После Великой Отечественной войны, а Анненское на границе с Невским пятачком, земля перепахана на метры в глубину. Случающиеся находки артефактов единичны и вне исторического слоя.
Осталось только заметить, что как минимум в XII веке на берегах Невы существовали русские деревни, сначала подчиненные Великому Новгороду, потом Московскому царству.
Однако, возвращаюсь к нашим баранам. Новая история устья Мойки, уже в Шлиссельбургском уезде, началась в 1800 году, когда здесь основал усадьбу Действительный Статский Советник Николай Петрович Резанов. Многие знают романтическую историю любви русского дипломата и испанской красавицы, если не благодаря поэме Вознесенского "Авось", то благодаря рок-опере Рыбникова "Юнона и Авось". "Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду..."
Николай Резанов родился в обедневшей дворянской семье в Петербурге. Вскоре после его рождения отца направили на работу в Иркутск и вся семья перебралась туда. Мальчик получил отличное домашнее образование, выучил 5 иностранных языков и в 14 лет был определён на службу в артиллерию. Но долго там не задержался, был переведен в Измайловский лейб-гвардии полк.
Статный голубоглазый красавец с отменными манерами и цепким умом, быстро поднимался по карьерной лестнице. Во время вояжа Екатерины II в Таврию, он лично отвечал за безопасность императрицы. А потом внезапно оставил службу и исчез и из окружения императрицы и из столицы. Так же внезапно появился, в 1791-93 был начальником канцелярии Гавриила Романовича Державина.
Все эти кульбиты приписывают ревности последнего фаворита Екатерины Великой, Зубова. Сплетни или нет, но именно по поручению Платона Зубова Резанов отправляется в Иркутск (занятно, не правда ли) с инспекцией Северо-Восточной компании Григория Ивановича Шелехова. Читатель наверное уже подумал, где же Анненское, и конечно прав, но дойдем и до него.
Григорий Иванович Шелехов по уму не уступал Резанову. И тоже удивительный человек. Выходец из купеческой семьи, уже в молодости начал вести торговые отношения с сибиряками, а после смерти отца перебрался в Сибирь окончательно, пионер в налаживании торговых связей с Американским континентом, "русский Колумб". Описание всех его деяний и путешествий вы без труда найдете при желании.
С 1776 по 1782, совместно с другими купцами снаряжал и отправлял разные суда к Курильским и Алеутским островам, старался открыть торг с Японией, но в данном случае, безуспешно. В 1783 на собственной верфи построил 3 корабля, сам отправился в плавание. Помимо прочего, все, что слышал об островах их населении, записывал, позже издав первые в России наблюдения о Тихоокеанских островах. Он организовал в Северной Америке первые русские поселения, начиная с острова Кадьяк. То есть отец-основатель той самой Русской Америки, когда Аляска была нашей.
Вот, для проверки Шелиховской компании и отправился в Иркутск Николай Петрович Резанов. Прибыл он, надо сказать очень вовремя — успел очень сблизиться с купцом и жениться на его 15-летней дочери Анне. Брак, выгодный обеим сторонам — Анна получала дворянский титул, Николай состояние, оказался тем не менее счастливым. Анна осталась единственной любовью Николая.
Григорий Шелехов умер через полгода и Резанов стал совладельцем огромного состояния. Через год умерла Екатерина II и Николай Петрович поспешил вернуться в столицу. Перед отъездом в Петербург молодые стояли перед иконостасом с зажженными свечами в руках. Брат Анны воскликнул: "Чья свеча первая погаснет, тот первым умрет". Девушка вздрогнула — ее свеча погасла от резкого движения. Николай улыбнулся успокаивающе: "это всего лишь глупые предрассудки" и задул свою свечу. Однако ж...
Павел I отнесся к Резанову благосклонно, Николай был определен секретарем в Правительствующий Сенат. На этой должности он тоже не бездельничал — составление "Устава о цехах", учреждение раскладки Поземельного банка — его заслуги. А вот прошение об учреждении Российско-Американской торговой компании на основе компании Шелехова, удовлетворил только через 3 года, назначив Резанова главой.
Жизнь шла своим чередом, счастливая семейная пара занимала уютный особнячок на Литейном проспекте. Сейчас на этом месте известный многим петербуржцам и не только дом Мурузи. А в 1900 году на пожалованном участке берега Невы при впадении в неё Мойки, Николай Петрович основал имение, названное по имени любимой жены Анненское...
Окончание следует...