В новом выпуске "Витебских историй" краевед, главный хранитель фондов областного краеведческого музея Ольга Давидовская расскажет о том, где в нашем городе раньше были самые популярные катки, горки и как витебские мальцы дрались на льду Двины.
Катание на санках: с Успенской и Воскресенской горок
В середине XIX века, когда городом правил генерал-губернатор Андрей Голицын, его жена Софья устраивала катания на санках с ледяной горки. Она начиналась от губернаторского дворца на высоком берегу Западной Двины и заканчивалась возле Успенского собора.
"На всем этом протяжении, имевшем тогда естественный скат, горка была устлана ледяными плитами из Двины... Любители катания с горки взбирались на последнюю по винтовой лестнице, садились в ординарные или семейные железные сани и катались вниз на собственную потеху и удовольствие многочисленных зрителей, тем временем услаждавшихся бульварною музыкой, сценами катания и потешными огнями по вечерам...", — рассказывает краевед Николай Никифоровский.
Сначала с горки съезжали "наиболее знатные лица", затем — народ попроще: чиновники, купцы и "почетные обыватели". "Не допускались к катанию только оборвыши", — отмечал Никифоровский.
Тогдашняя газета, "Витебские губернские ведомости", как-то опубликовала рассказ старожила. Он вспоминал, что "простой народ" катался на санках с Воскресенской горы — это спуск по нынешней улице Калинина: "Сядешь на Могилевском рынке в саночки и по Малой Могилевской улице доедешь до самой Воскресенской Заручевской церкви. А там немножко пробежишь до школы и с горы вниз по Двине до петропавловского съезда. И потом назад таким же порядком".
Сегодня на улице Калинина, если идти по ней к площади Победы, — очень крутой подъем. Непросто подниматься даже автомобилистам, а не то что пешеходам. Это самый центр, и здесь интенсивный транспортный трафик. А ведь век-полтора назад тут лихо катались с горы! Сегодня это можно представить только в воображении.
Катание на коньках: катки были и платные, и бесплатные
Катки устраивали в разных местах города на средства горожан, учебных заведений, благотворительных организаций.
Самый большой — в частном саду "Европа" (квартал нынешних улиц Кирова, Димитрова, Советской Армии) был платным.
Платным был также вход на детский каток около Могилевской дамбы (район начала современной улицы Калинина). В выходные там играл оркестр.
Еще один каток, на Двине, устраивало Витебское благотворительное общество. Он работал с 11 утра до 7 вечера. Плата в обычные дни: 10 копеек для взрослых и 5 копеек для детей. В дни, когда на катке играл военный оркестр, — 20 и 15 копеек соответственно. Предлагали и абонемент на сезон: взрослый — за 3 рубля, детский — за 2 рубля.
Были в Витебске и бесплатные катки для малоимущих. Одним из организаторов выступало Попечительство о народной трезвости.
Соревнования конькобежцев: были призы и слоты
Первое такое состязание на призы состоялось 14 февраля 1898 года. Пресса писала, что в двух дисциплинах — "на скорость" и "на ловкость" — участвовали 9 человек.
Первый приз (золотой жетон) в соревнованиях "на скорость" получил И. Якерсон: он проехал два круга (около 426 метров) за 1 минуту 17 секунд. Обладателем второго приза (серебряного жетона) стал З. Рыжинский: он уступил 3 секунды. В соревнованиях "на ловкость" победил тоже Якерсон, а второе место занял С. Руфман. Газета отмечала, что скорость спортсменов "нельзя признать значительной": им мешал резкий и холодный ветер.
К соревнованиям на коньках допускали и женщин. Дистанцию для них сокращали наполовину.
Все спортсмены платили взнос: по 50 копеек за каждую дисциплину. Сегодня это называется "купить слот" на старт.
Кулачные бои: "ледовая арена", толпы зрителей, разгон полицией
А еще в Витебске обожали кулачные бои. Проходили они в разное время года. Зимой драчуны собирались в двух местах на замерзшей Двине: в районе нынешних парка Партизанской славы и площади Победы. Жители одного берега реки мерились силами с жителями другого. Например, "песковатинцы" выступали против "ильинцев".
Бои на "ледовой арене" собирали много зрителей. Местные называли их "глядуны". Побоища часто анонсировали и освещали в прессе.
Газетные публикации, как правило, были нелестными. Зрелище производило "противное, отталкивающее впечатление… Рев, вой, крики, охрипшие голоса, взъерошенные лохматые головы, часто без шапок, без пальто...", — делился автор одного из репортажей.
На бои приходила не "какая-нибудь голытьба или толпа оборванцев, — напротив, можно было видеть много людей, прилично одетых, из хороших семей". Участники сражений утверждали, что дерутся "без злобы" и что это "миролюбивая драка".
Городские власти не раз предпринимали "меры к уничтожению боев", в том числе с помощью полиции.
Однако традиция кулачных драк еще долго существовала в Витебске. Дошла даже до ХХ века. Об этом можно прочитать в посте про Песковатик.