Директор регионального Центра поддержки экспорта – о масштабировании бизнеса и востребованных за границей приморских товарах
Приморье наращивает внешнеторговый оборот. Только в прошлом году было заключено 155 экспортных контрактов. Итоги 2025-го и планы на 2026 год РБК Приморье обсудил с директором регионального Центра поддержки экспорта Натальей Акимовой.
– В Приморье заключено 155 экспортных контрактов в 2025 году. Что это за контракты? На какую сумму? Какие компании что продавали и куда?
— За 2025 год 53 компании при нашей поддержке заключили 155 внешнеторговых контрактов. Общая сумма этих контрактов — 97 млн долларов. По этим контрактам вывезена продукция на 57 млн долларов. Это в том числе и рыбопродукция, которая востребована в Китае, Японии и Южной Корее, и также в других странах мира.
— Не только АТР?
— Безусловно. В странах СНГ востребована наша рыбопродукция, в том числе консервированная. Мы экспортируем биологически активные добавки из морепродуктов, из дикоросов. География очень широкая у предпринимателей, занимающихся производством БАДов. Эти добавки мы можем купить у нас в аптеках, но они также продаются в торговых сетях Казахстана, Узбекистана, Белоруссии. Это наша приморская продукция, она востребована не только в России, но и по всему миру.
— Аналитики говорят, что все поменялось: раньше были востребованы рыба, сырье, продовольствие, а сейчас лидер спроса — это товары для здоровья.
— И БАДы, и косметические средства, которые производятся в Приморском крае, востребованы. Мы понимаем, что дары нашей тайги, нашего моря экологически чистые, они бесценны, они пользуются спросом в странах Юго-Восточной Азии, в странах СНГ и на других рынках. На приморскую косметику уже есть запросы из Америки, Австралии, ждем новые поставки в будущем в эти страны. Пробные партии куда-то уже отправили, где-то пока ведутся переговоры. Мы всеми силами поддерживаем предпринимателей для выхода на новые рынки и для увеличения объемов экспорта на уже освоенные рынки.
— Как помогаете, как поддерживаете?
— Спектр мер поддержки широкий. Это помощь нашего краевого Центра поддержки экспорта и Российского экспортного центра. Спектр поддержки нашего центра начинается с консультирования по вопросам экспорта, когда компания совсем не знает, как экспортировать продукцию, куда обратиться, какую сертификацию, какие документы нужно получить. Они могут прийти к нам и совершенно бесплатно получить консультацию по всем интересующим вопросам экспорта, по выходу на рынок конкретной страны. Оказываем услуги по софинансированию транспортных расходов при отправке продукции на экспорт: оплачиваем до 80% стоимости, до 1 млн руб. на одну компанию эти расходы могут составлять. Софинансируем расходы по сертификации, по маркетинговым исследованиям, по защите интеллектуальной собственности — очень актуальная услуга, когда выходим на рынок Китая с нашими торговыми марками. Обязательно всем рекомендуем, в первую очередь, защитить свою интеллектуальную собственность.
— Подделок много?
— Да. Нужно обязательно подать на защиту своей интеллектуальной собственности и после этого выходить на рынок Китая. Мы в этом оказываем максимальную поддержку: найдем компанию, которая поможет оформить защиту интеллектуальной собственности, оплатим большую часть расходов компании, чтобы минимизировать издержки, сложности при выходе на экспорт. Мы помогаем в поиске иностранных покупателей: это целевая услуга, когда приходит компания, говорит, «хочу экспортировать в Китай, знаю, что эта продукция пользуется спросом, но не знаю, кому продать, как найти покупателя». Совершенно бесплатно наш центр окажет услугу в поиске иностранного покупателя. В двух городах Китая у нас есть представительство центра «Мой бизнес», оно занимается поиском и подбором иностранных покупателей. В некоторых других странах, — не буду пока анонсировать в каких, — открываются торговые представительства Приморского края за рубежом, которые также будут заниматься целенаправленным поиском и подбором покупателей для наших предпринимателей.
Если есть интерес по другим странам, то мы также можем найти исполнителя, который будет заниматься поиском и подбором реальных покупателей для наших предпринимателей. В ходе этой услуги осуществляется поиск изначальных контактных данных, потом проводятся переговоры с привлечением переводчика, мы оказываем помощь в переводе коммерческого предложения для того, чтобы компания представила свою продукцию не на русском языке, а на языке потенциального потребителя — любой язык мира, какой нужен будет для этой страны.
— У вас консалтинг под ключ? Предпринимателю остается только прийти и принести товар?
— Просто прийти, да. Иметь товар, иметь желание экспортировать и какую-то стратегию экспорта — что он хочет, иметь возможность для развития своего бизнеса. Мы же понимаем, что при выходе на экспорт приходится масштабировать свое производство или это самоцель — масштабировать производство и захватывать новые рынки, увеличивать объемы продаж своей продукции.
— Есть универсальные трудности у экспортеров, с которыми они сталкиваются, или у всех по-разному ситуации развиваются?
— В нынешней экономической ситуации универсальная трудность — это переводы платежей за границу. Мы все столкнулись с тем, что SWIFT-переводы заблокированы, не все банки соглашаются делать переводы за границу, экспортеры часто в затруднении, как же получить платеж за свой товар. Но эти проблемы решаемы. Также все сталкиваются с сертификацией. При выходе на внешние рынки нужно иметь сертификацию своей продукции на территории России, разрешительные документы для продажи продукции на территории России, но нужно получить еще дополнительную сертификацию, которая требуется в другой стране. И иногда они не понимают, куда нужно обратиться, сколько нужно заплатить, какую нужно сертификацию получить для выхода на тот или иной рынок. И здесь Центр поддержки экспорта поможет. Мы также организовываем международные бизнес-миссии, когда собираем делегацию предпринимателей, вывозим куда-то за границу, где заранее договариваемся о проведении целевых переговоров с нашими компаниями, либо привозим иностранных покупателей сюда также для проведения переговоров.
— Реальные итоги бизнес-миссий и бизнес-переговоров — во что это выливается?
— Изначально на выставке либо на бизнес-миссии могут быть подписаны соглашения о намерениях. Компании обмениваются контактами, коммерческими предложениями, представляют свою продукцию. Они имеют возможность представить образцы, свои каталоги, рассказать, в чем преимущество этой продукции. Если это выставка, то международные выставки собирают покупателей со всего мира. Нередки случаи, когда мы приезжаем в Китай, а получаем контракты в итоге по Южной Корее или даже по Аргентине или Австралии. На каждой выставке можно найти партнеров и в других городах: был случай, когда на выставке в Китае предприниматель получил запрос на торговлю с «ВкусВилл». А почему бы и нет? Это тоже бизнес, это тоже масштабирование: помимо выхода на экспорт компания может расширяться и на внутренний рынок. Международные выставки всегда влекут в итоге много зарубежных контрактов, как правило, не сразу, после выставки идет еще долгий этап переговоров, обсуждение условий контрактов, условий поставки, проверка качества продукции, наличия сертификации и так далее. Но в течение нескольких месяцев после окончания выставки мы получаем внешнеторговые контракты, и в дальнейшем компания обращается к нам за помощью в оформлении сертификации, за помощью в написании текста экспортного контракта, так как здесь нужны квалифицированные юристы-международники.
Есть такие случаи, когда компания действительно приходит совсем начинающая, получает сначала консультацию, принимает участие в семинарах либо в вебинарах, в дальнейшем проходит все эти шаги — путь выхода на экспорт, начинает экспортировать при нашей поддержке.
— Сколько может занять путь выхода на экспорт?
— Это зависит от многих факторов. Одно дело, если компания уже масштабирована на внутренний рынок, у нее есть большой опыт продаж, есть ресурсы наращивания своего производства, есть специалисты-международники в штате. Понятно, что проводить переговоры с иностранными компаниями — это не то же самое, что проводить переговоры с русскими партнерами. В каждой стране есть свои особенности, культурные традиции, порядок, правила ведения переговоров. Иногда какие-то банальности — подать визитную карточку левой рукой — будут восприняты как оскорбление. И вы, при том, что ничего не сказали, в глаза вам улыбались, никогда больше не увидите этого партнера.
— До сих пор есть эти условности?
— Они работают безусловно, и очень часто мне сообщают компании: мы говорили, несколько раз встречались — все прекрасно, и потом партнеры пропали. Я понимаю, что скорее всего где-то была нарушена какая-то традиция той страны, о которой может быть не знал менеджер, представляющий компанию, и он разрушил все, что было наработано.
— Сколько времени уйдет, чтобы пройти путь выхода на экспорт, у готовой компании и у новичка?
— Готовая компания — месяц или два, если есть сертификация, то быстрее, если нет сертификации, мы поможем. Зависит от сроков проведения сертификации. В принципе, возможно за месяц или два после участия в выставке получить контракты, и через несколько месяцев компания уже отгружает продукцию за рубеж. У компании-новичка это может занять и год, и два. предприятиям, торгующие биологически активными добавками, очень сложно выйти на Китай, в виду сложной сертификации для этой страны.
— Есть какие-то направления в плане экспорта потенциально привлекательные для нашего бизнеса? Может быть не самые традиционные для Приморья. Новые ниши, новые окна возможностей открываются?
— Есть новая ниша — экспорт медицинских услуг. Она практически не развита. Мы не делаем рекламу медицинских услуг российских за рубежом. К нам не приезжают иностранцы целенаправленно лечиться, как многие россияне ездят для этого в Южную Корею. Но тем не менее, даже во Владивостоке, в Приморском крае, сейчас есть крутые медицинские центры, высококвалифицированная медицинская помощь, которая могла бы привлечь иностранцев, чтобы они приехали сюда за оказанием этой помощи. Есть какие-то виды медицинской помощи, которые не оказывают, например, в том же Китае. Мы направили свой взгляд на экспорт медицинских услуг. Постараемся в этом году помочь медикам выйти на международные рынки, чтобы не только оказывать услуги иностранцам, проживающим во Владивостоке, сотрудникам консульских учреждений, иностранным студентам, а также целенаправленно привлекать туристов для медицинского туризма. Это очень интересное направление, мне кажется. Я думаю, перспективы в нем есть, конечно.
— В Приморье более 900 предприятий ориентировано на экспорт. Когда дойдем до тысячи, или мы уже дошли, и я чего-то не знаю?
— Эта цифра достаточно условная. Если мы начнем опрашивать компании — они еще вчера не задумывались об экспорте, а сегодня уже ориентированы, потому что узнали, что есть поддержка, что можно получить большое снижение издержек от государства. Иногда импортеры приходят ко мне и говорят: мы до этого занимались много лет импортом, а сейчас решили обратиться в экспорт, тем более поддержка оказывается. Поэтому я думаю, что ориентированных на экспорт компаний намного больше.
Читайте также:
FT раскрыла план ответа США и Европы в случае нарушения мира на Украине
Reuters узнал, что в Иране «пала стена страха» после подавления протестов
Гладков сообщил о росте числа погибших белгородцев в 10 раз с начала года