Найти в Дзене
Пахомов Петр

Неутомимый борец с ересями Михаил Феодорович Кучуров

Наткнулся я на письмо поклонника Михаила Ивановича Швецова, проживавшего в Андреевском скиту, консулу. Он сообщает, что в скиту живет сочинитель распространитель своих книг. Он сообщает, что в настоящее время Кучурин Михаил Феодорович распространяет книгу о пришествии Антихриста. «Царства Антихриста утверждение на земле по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа и св. Апостолов в 1931 году, сочинение Михаила Феодоровича Кучурина». По сведением от других поклонников около 10 лет он проживает то в Иерусалиме, то на Афоне. В Иерусалиме, по мнению Шведова, по письму видно, человека простого и нешибко грамотного, чего он впрочем и сам не отрицает, Михаил Феодорович многих поклонников простолюдинов мужчин и женщин, так развратил, что некоторые из них даже сошли с ума. А особенно он опасен для простого неграмотного христианина. Его, Швецова, замечание: «В Андреевском скиту я помещаюсь на гостиной в номере рядом с Кучуриным, и вот я видел, как он у себя в номере, закрывшись, чтобы не было

Наткнулся я на письмо поклонника Михаила Ивановича Швецова, проживавшего в Андреевском скиту, консулу. Он сообщает, что в скиту живет сочинитель распространитель своих книг. Он сообщает, что в настоящее время Кучурин Михаил Феодорович распространяет книгу о пришествии Антихриста. «Царства Антихриста утверждение на земле по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа и св. Апостолов в 1931 году, сочинение Михаила Феодоровича Кучурина». По сведением от других поклонников около 10 лет он проживает то в Иерусалиме, то на Афоне. В Иерусалиме, по мнению Шведова, по письму видно, человека простого и нешибко грамотного, чего он впрочем и сам не отрицает, Михаил Феодорович многих поклонников простолюдинов мужчин и женщин, так развратил, что некоторые из них даже сошли с ума. А особенно он опасен для простого неграмотного христианина. Его, Швецова, замечание: «В Андреевском скиту я помещаюсь на гостиной в номере рядом с Кучуриным, и вот я видел, как он у себя в номере, закрывшись, чтобы не было видно огня, пишет все более по ночам. Вот я и подсмотрел, как он продает книги поклонникам, в Иерусалиме и на Афоне, а монахам свои сочинений остерегается показывать. Когда продаст книгу, приказывает покупателю, чтобы он тут же отправлял ее в Россию, и чтоб монахам не показвывал. Кучурин - малограмотный человек. Когда я купил, заметил, что у него под подушками было спрятано еще много книг. Когда же я купил книгу, то увидел много опечаток. Он говорит, что в Иерусалиме и на Афоне издал тысячи таких книг. И еще напечатает. Михаил Феодорович Кучурин – его настоящее имя, гостиничный видел паспорт». Кончается письмо просьбой к консулу приехать в скит найти и отправить Михаила Феодоровича обратно в Россию, чтобы не смущал здесь верующих. Можно посмеяться над этим противостоянием малограмотных людей. Но все-таки Ивановича можно даже похвалить за бдительность. Хоть Кучурин и малограмотный человек, что видно по его «странным» для любого человека, кончившего начальную школу, писаниям. Но оказался он совсем не безобидным.

Указанную книгу мне пока найти не удалось. Логично, если ее подчистили ближе к 1931 году, так, что, возможно, и вообще не удастся. Но другую книгу, посвященную ереси иоаннитов, разоблачающую не только святого праведного Иоанна Кронштадтского, но и почти все духовенство мне удалось посмотреть: «О разоблачении архиерейской и ерейской (!так) поповской иоаннитской реси и прочего» издана в Петрограде в 1918. С трудом можно читать, но немного я осилил. Разумеется. Русская Церковь почти вся пала в иоаннитскую ересь.

На с. 19 есть автобиографическая тема. «Когда я был на Афонской Горе 1912 года 27 июля Матерь Божия сказала афонским иноками, что если они не покоятся во лжи и без веры погибнут они в ереси, то все монахи в своем еретическом заблуждении погрязнут перед всем миром.

«В 1902 году я был с книгами Священного Писания на Афонской Горе. В день Воскресный за утреней в храме Пантелеимоновского монастыря стоял у иконы Божией Матери. И сильно плакал о своей жизни, умолял Матерь Божию о помиловании меня грешного. Друг слышу голос говорящий мне: Возми Мою икону, отвези в Петербург и пожертвуй обществу Св. Писания.- Какую взять? – «Скоропослушницу»». Он тут же взял икону и к духовнику Никодиму. Тут люди опытные: сразу дали икону и отправили. Очевидно, большой опыт общения с такими людьми. И в Петербург в общество на Васильевский остров 1-2 линия д 34. Тут оговаривается: «Я состоял членом общества Священного Писания.» Из дальнейшего можно понять, что он довел своею проповедью некоторых членов общества. и некий генерал Покатилов взял его за шиворот «поднял между землей и небом и изрек: ты уже замучил своими проповедями за 6 лет и выбросил вон из управления». А в общем собрании постановили уволить Кучурина от должности. Много разоблачений духовенства в иоаниитской ереси описано в этой книге. Видно, у автора было много времени, чтобы не только ходить со сбором материала по Петербургу, но даже странствовать по святым местам и разносить свои ученые мысли неученого человека. Афон как святое и добавлю: живое место, всегда привлекал и привлекает таких духовных искателей, которые вместо того, чтобы хоть чуть-чуть посидеть за партой, сразу начинают учить других, потому что по непонятному произволению Божию им от пеленок ясны все божественные тайны. И в наше время мы видели таких искателей.

В прочем на ресурсе Богослов.ru можно найти материал о прорицательнице Наталии и известном нам Михаиле Кучурине, крестьянин Орловской губернии Трубчевского уезда села Новая Погощь. поле изгнания из общества он стал добиваться должности "в Миссии, или в Управлении подворьями Палестинского Общества. В его просьбе было отказано. Тогда в озлоблении он начал писать в Петербург жалобы и анонимные доносы. Он обвинял Миссию и Палестинское общество, что они не смотрят за нравственностью паломников, берут с них деньги и разделяют ряд суеверий»[. По должности он неоднократно ездил из Санкт-Петербурга в Иерусалим, заезжал и на Афон. В самом конце 1905 г. он приехал в Псков с известиями от о. Иоанна (Паталия) ( о нем уже неоднократно приходилось писать на моем ресурсе). Афонец Вениамин писал: «Стали мы проверять, и действительно оказалась прелесть, и убедили и ее Наталию, и она признала, что действительно она по неопытности попала в прелесть, и мы рады, что она созналась в этом заблуждении». Как сложилась после 1918 года жизнь неутомимого борца с ересями Кучурина неизвестно.