В «Падма-пуране» один из важных стихов, открывающих смысл святого имени, начинается так: «Нама-чинтамани Кришна», что означает «святое имя – это чинтамани», оно исполняет любые желания. Господь может исполнить любые желания, но Он ставит определенные условия, а святое имя исполняет желания без каких-либо условий. Оно может исполнить даже материальное желание. В нашем случае мы хотим, пусть даже пока еще для себя, испытывать вкус духовной жизни, потому что иначе обречены на страдания.
Порой даже воспевание приносит страдания. Но если у нас есть небольшой опыт нектарного воспевания, когда не было беспокойств, значит, есть, к чему стремиться. Раз мне святое имя однажды позволило так воспевать, почему оно не может еще раз разрешить это?
Я просыпаюсь утром и сразу медитирую на «ахам брахмасми». Говорю себе: «Я существую, я есть, я душа, которая находится в материальном теле, но я вечное существо. Это чудо, и это создал Ты, Господь». И потом я начинаю «приставать» к Господу, но не с вызовом. В настроении шаранагати прошу: «Сегодня Ты обязан проявиться. Если Ты не придешь, я буду действовать как тело и начну неосознанно совершать оскорбления. Буду жадничать, завидовать, гневаться. Целый день буду действовать отвратительно. Но если Ты милостиво проявишься, обратишь на меня внимание, я смогу быть Твоим слугой. Я не хочу быть негодяем, хочу быть Твоим слугой». Примерно такая медитация происходит у меня. Сложно передать словами, но при этом внутри у меня возникает некое чувство. Я его выпросил, вымолил у Господа, и мы все должны это сделать. Я вымаливал у Господа возможность почувствовать, что роднее, чем Он, для меня никого нет.
Я Ему говорю так: «Ты что, не родной, что ли, мне? Зачем Ты меня на платформу ума закидываешь, поэтому я сижу и просто делаю вид, что воспеваю. Я же должен вайшнавом стать! Сколько я еще буду притворяться? Это же от Тебя зависит, буду я притворяться, или Ты мне разрешишь по-настоящему обращаться к Тебе». Еще до воспевания я начинаю на Господа «поддавливать» и потом, когда уже сажусь с четками, прошу: «Господь, не бросай меня!»
Иногда у меня бывают такие дни, когда возникает сухость при воспевании. Может быть, из-за какого-то оскорбления. Однажды я дал себе санкалпу, что в таком сухом настроении не продолжаю воспевать дальше. Даже если нормально было, а потом сухость пошла, я сижу и не воспеваю какое-то время. Сразу хватаюсь за Господа и в полном шаранагати, предании, взываю: «Прости меня! Я не хочу так воспевать!» Ум, конечно, говорит: «Это невозможно. Ты устал, тебе надо спать. Это нереально, сделаешь потом – завтра или послезавтра». Я не слушаю ум, а говорю так: «Кришна, если Ты захочешь, то сейчас проявишь во мне нормальное состояние». И поскольку Он родной, близкий и все чувствует, то сразу уменьшает эти страдания во время воспевания. Вместо этого дает чувства благодарности и радости.
Когда мы не отступаем, не сдаемся, Кришне это нравится. Он любит такие искренние души. То есть, когда мы притворяемся преданными, это лучше, чем притворяться материалистами, но когда мы все-таки пытаемся стать вайшнавами не просто по форме, но и по сути тоже, Кришна открывает нам доступ в мир бхакти. И это несложно. Даже если мы реально совершили оскорбление, с кем-то поругались, кого-то обидели. Если я проснулся утром, и у меня нет возможности сразу извиниться перед человеком – только после джапы или вообще лишь при встрече с ним смогу попросить прощения, я не жду этой возможности. Сразу прошу об этом святое имя: «Прости меня, я негодяй и мошенник. Я не могу сухо воспевать». И, представляете – Кришна прощает! Он ждет, конечно, что мы впоследствии попросим прощения у обиженного нами человека, но Он уже авансом может нам отпустить этот проступок. Почему так происходит? Потому что Кришна по-настоящему нас любит. Он нам хуже не сделает. И когда мы просим у Него помочь нам стать вайшнавами, Кришна с большой радостью идет навстречу. Если мы откладываем это на потом, когда оскорбления «растворятся», Кришна соглашается с нами, не применяя к нам насилие.
Но если мы не откладываем, а начинаем во время воспевания просить Кришну: «Я не хочу воспевать слишком сухо, мне нужна живая вера», Кришна открывает нам этот доступ. Главное, нам надо в это верить. Нам нужно верить Кришне, потому что роднее, чем Он, у нас никого нет. Это чувство родства, близости с другими, которое мы ищем внутри, нужно вернуть Кришне.
Мы отдали это чувство кому угодно, только не Господу. А когда это касается Господа, мы говорим: «Невозможно, я не на том уровне». Но это неправда. Просто мы это чувство должны отдавать Кришне, и тогда Он будет нам всегда отвечать. Мы обращаемся: «Мой дорогой Господь», и тогда Кришна обращает внимание на нас. Потому что, если кто-то к вам относится как к близкому, родному, вы не сможете пренебречь им. Вы проявите, как минимум, какое-то сострадание, милосердие. Поэтому очень важно верить в святое имя как в «нама-чинтамани Кришна». Прежде всего, Он исполняет наши желания в бхакти.
И когда у нас появится вера, аскетичная джапа останется позади. Она будет преодолена, когда мы будем обращаться к святому имени, как к самой близкой личности, самой родной. Это чувство, которое мы отдали кому-то или чему-то, нужно вернуть Кришне, и тогда святое имя начнет с нами общаться.
Это не то, что я глубоко реализовал, для меня тоже ценность, которую я культивирую. Но если двигаться в этом направлении, повторение святого имени перестанет быть аскезой, мы оторвемся от этого понимания.
Е. С. Даяван Свами.