Найти в Дзене
Арктический Век

Под прикрытием «арктической угрозы»: США толкают НАТО к милитаризации Севера ради контроля над ресурсами

На фоне заявлений официальных лиц западных стран о необходимости усиления роли НАТО в Арктическом регионе альянс планирует масштабные учения и новую военную операцию вблизи российских границ. В Москве эту активность расценивают как провокацию, направленную на дестабилизацию обстановки в некогда мирном регионе. В марте 2026 года на севере Норвегии состоятся крупномасштабные учения НАТО «Cold Response», в которых примут участие около 25 тысяч военнослужащих, включая четыре тысячи из США. Как сообщает Financial Times, маневры направлены на отработку ведения боевых действий против России в воздухе, на море и на суше в суровых условиях Арктики. Издание связывает эти учения с оценкой альянсом растущих возможностей России в регионе. Параллельно в рамках блока ведутся успешные переговоры о запуске новой операции под названием «Арктический часовой» (Arctic Sentry). Как заявил министр обороны ФРГ Борис Писториус, речь идет о совместной операции стран НАТО и США, которая затронет Гренландию, Исла

На фоне заявлений официальных лиц западных стран о необходимости усиления роли НАТО в Арктическом регионе альянс планирует масштабные учения и новую военную операцию вблизи российских границ. В Москве эту активность расценивают как провокацию, направленную на дестабилизацию обстановки в некогда мирном регионе.

Фото: Самолет ВВС США С-130 Hercules пролетает над группой морских пехотинцев ВМС США, спецназовцев ВМС Норвегии и ударной подводной лодкой USS Hampton во время учений Arctic Edge в Северном Ледовитом океане 9 марта 2024 года. (Источник – Министерство войны США)
Фото: Самолет ВВС США С-130 Hercules пролетает над группой морских пехотинцев ВМС США, спецназовцев ВМС Норвегии и ударной подводной лодкой USS Hampton во время учений Arctic Edge в Северном Ледовитом океане 9 марта 2024 года. (Источник – Министерство войны США)

В марте 2026 года на севере Норвегии состоятся крупномасштабные учения НАТО «Cold Response», в которых примут участие около 25 тысяч военнослужащих, включая четыре тысячи из США. Как сообщает Financial Times, маневры направлены на отработку ведения боевых действий против России в воздухе, на море и на суше в суровых условиях Арктики. Издание связывает эти учения с оценкой альянсом растущих возможностей России в регионе.

Параллельно в рамках блока ведутся успешные переговоры о запуске новой операции под названием «Арктический часовой» (Arctic Sentry). Как заявил министр обороны ФРГ Борис Писториус, речь идет о совместной операции стран НАТО и США, которая затронет Гренландию, Исландию, Финляндию и ключевые морские пути региона. Идею, ранее поддержанную Великобританией, Писториус назвал находящейся «на хорошем пути» к реализации.

Эти планы получают политическую поддержку на высшем уровне. На совместной пресс-конференции в Париже президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Дании Метте Фредериксен выступили за значительное усиление роли НАТО в Арктике. Макрон охарактеризовал ситуацию вокруг Гренландии как «призыв к стратегическому пробуждению для всей Европы», а Фредериксен подчеркнула, что альянс должен играть «гораздо более значительную роль» на Крайнем Севере. Их заявления прозвучали в контексте повторяющихся заявлений бывшего президента США Дональда Трампа о намерении добиваться присоединения Гренландии, что категорически отвергается как Копенгагеном, так и местными властями.

Официальная позиция Москвы

Российская сторона рассматривает эти шаги как целенаправленную провокацию. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ранее указывала, что планы НАТО по запуску «Арктического часового» являются частью курса на насаждение своих порядков в регионе. По её словам, усилиями блока Арктика, некогда зона мирного сотрудничества, превращается в арену геополитической конфронтации.

В Кремле неоднократно заявляли, что Россия не планирует нападений на кого-либо, а активность НАТО у российских границ, прикрываемая риторикой о «сдерживании», носит дестабилизирующий характер и вынуждает Москву принимать ответные меры для обеспечения собственной безопасности.

При этом европейские союзники США вынуждены признавать, что непосредственной военной угрозы со стороны России или Китая вблизи Гренландии не существует. Основной интерес Вашингтона к острову носит откровенно геоэкономический характер и связан с его стратегическим положением и огромными ресурсами. Таким образом, традиционный для времён холодной войны образ «красной угрозы» используется американской стороной как инструмент для давления на европейских партнёров. Цель — вовлечь их в орбиту своих имперских амбиций по установлению тотального контроля над Арктикой, прикрывая ресурсную экспансию риторикой о коллективной безопасности.

Читайте статьи и новости на сайте Acentury.ru
Мы «Вконтакте» - https://vk.com/arctic_century
Зарубежная Арктика на англоязычном сайте - https://arcticcentury.org/
Наш Телеграм - https://t.me/Arctic_Century