Несу забытое. Когда статью писала о "Погоде в Токио", хотела вставить ссылки на рассказ о двух книгах, что читала ранее. Один обзор нашла, а второй - нет. Но помню же, что писала. Оказалось, что писать-то писала, да вот сюда не донесла. Исправляюсь - обзор на роман Мири Ю "Токио. Станция Уэно".
Это была самая печальная книга из прочитанных мной осенью 2024 года. Она вся пронизана меланхолией. Здесь нет надежды, здесь о её потере и несчастливых судьбах. Здесь постоянно кто-то умирает. При этом не могу сказать, что эту книгу было очень тяжело читать, потому что всё описываемое здесь преподносится как данность. Просто так сложилось. Мир бездомных и периодическое появления на страницах Императора и членов его семьи, что использовано скорее в качестве контраста, ведь такие чудесные совпадения, как рождение в один день с его высочайшим величеством не принесло главному герою Кудзу ни удачи, ни счастья, ни достатка. Как и его сыну, который родился в один день с внуком Императора. Увы, Коити ждала ещё более печальная судьба, чем у его отца.
Здесь нищета населения отдаленных районов, где выживали как могли, бросая на долгое время свои семьи, чтобы заработать на "стройках века", например, на возведении спортивных объектов к олимпиаде 1964 года в Токио. Дети растут вдали от тебя, родители старятся за твоими "кадрами" жизни, а ты пашешь на тяжелейшей работе, ведь всё тогда делалось вручную. Япония только вставала на новый путь, взяв у американских оккупантов их вектор развития экономики и производства. Каково же тебе было, Кадзу? И Кадзу рассказывает. О своем детстве, о падении в нищету, о постоянных разъездах, о том, как трудился денно и нощно, чтобы заработать лишнюю копейку. Но денег всё равно не хватало, чтобы позволить что-то большее даже на праздник, отказывая детям в их мечте, детям с которыми чувствуешь неловкость, так как почти не видишь их... И вертолет, на котором так хотел полетать Коити, как улетающая надежда на лучшую жизнь, на достаток, на то, чтобы вылезти из бедности - он взмывает ввысь, а Кадзу с детьми остаётся на земле. Кадзу рассказывает о горе, о своих потерях, о смертях самых дорогих людей - о том, что привело его в токийский парк Уэно, где обитают бездомные.
Рассказы Кадзу о прошлом - флешбэки, которые уносят читателя в другие места Японии, но основное происходит здесь, в парке Уэно, в этой небольшой локации огромного мегаполиса, где живут те, кто по каким-то причинам остался без собственного дома. У всех причины разные, но все они живут и умирают здесь. Судьбы разные, умирают по-разному, но живут одинаково, в палатках из картона и брезента, которые вынуждены сворачивать, когда начинается "охота на ведьм" в преддверие новой токийской Олимпиады. И в этой жизни - отдельные куски из жизни обычной, которые, прощаясь, успевает увидеть и услышать Кадзу. Парк Уэно здесь как символ того, что обычно не замечают, о чем не говорят, неприглядные уголки той жизни, которую не хочется видеть.
Быть бездомным - это значит находиться у всех на виду и одновременно оставаться невидимым.
Но Ю Мири покажет эту жизнь. Открыв книгу придется всё увидеть.
Но будет и другое из жизни Японии, другие её фрагменты. Например, из истории. Писательница словами своего героя расскажет, как выглядели и чем жили его родные районы Сома и Футаба перед тем, как там возвели атомную электростанцию. Как в эти районы переселились последователи Истиной школы Чистой земли. Или о традициях, особенно о ритуалах, связанных с погребением умерших. Много тут показано Японии. Не парадной, не изумительно утонченной, даже не традиционной, а самой простой. И печали этой простой Японии.
Роман написан рвано, автор постоянно кидает читателя то в одно, то в другое время, иногда даже теряешься и начинаешь путаться, а в каком состоянии сейчас сам герой. Как будто читаешь мысли, когда человек не думает сосредоточенно о чем-то конкретном, а отпускает разум гулять по самым разных закоулкам сознания, а тот и рад прыгать по кочкам воспоминаний, вытаскивая всё самое-самоё запомнившееся и значимое. Вот только все такие картины прошлого связаны только с трагическими или печальными событиями. Даже редкие прогулки с детьми вспоминаются не с радостью, а с чувством того, будто что-то упущено, что-то ускользнуло и все недополучили так необходимого тепла и прочной связи. Книгу не просто читать, как в плане её построения, так и на эмоциональном уровне. Хотя было бы странно ожидать чего-то легкого и воздушного от истории, которую рассказывает умерший человек, окончивший жизнь бездомным и сожалеющий о том, что судьба обделила его даже семейным счастьем, которое не прошло мимо таких же бедных соседей.
Кстати, станция, чей район стал местом действия книги, назван в честь профессора Уэно, который преподавал в Токийском университете, расположенном недалеко от метро. Хидэсабуро Уэно был хозяином Хатико, ставшего японским символом верности.
Спасибо за внимание!