«Когда я пришла в редакцию журнала "Костёр", мне показалось, что я увидела солнечного льва. Вот как бывает солнечный зайчик, так бывает и солнечный лев— такой веселый, добрый, светящийся, чуть рыжеватый, невысокий, очень обаятельный…»
О.В. Граблевская, художник- график, иллюстратор
Творчество Льва Михайловича Московского — это мир светлый, радостный и динамичный. Но как попасть в этот мир? Какие дороги туда ведут?
Лев Михайлович родился в 1930 году в Ленинграде. Когда началась война, семья уехала в деревню, где был шанс на выживание. Яркое образное мышление будущего художника даже этот страшный период впоследствии будет воспроизводить в виде «картинок»; его скупые рассказы похожи на сцены из фильма...
«Когда немцы вошли в деревню, все побежали. А моя сестра в это время варила суп, она схватила кастрюлю и прямо так, с кастрюлей и побежала…»
Жизнь в деревне навсегда запечатлелась в сердце любовью к природе, чуткостью к её состояниям, любовью к лошадям, о которых деревенские дети грели руки. Но вот ни грибы, ни рыбу Лев Московский больше в жизни не ел — слишком много этих деликатесов было в тот период, когда семья боролась с голодом.
По возвращении в Ленинград Лев пошёл в школу, где с товарищами выпускал стенгазету — предвестник его будущей профессиональной деятельности. Как-то случай привёл его в училище В. А. Серова, и атмосфера этого места так понравилась будущему художнику, что он решил непременно сюда поступить. Мог ли он тогда предположить, что не только окончит училище, но и вернётся в его стены уже преподавателем...
Высшее художественное образование Лев Московский получил в Таллине, в Художественном институте Эстонской ССР. Там он встретил свою будущую супругу. В Ленинград они вернулись уже вместе.
Огромная глава в жизни художника — работа на телевидении.
Из воспоминаний режиссёра Ленинградского телевидения Вадима Горлова:
«…На телевидение я попал тогда, когда руководитель студии Борис Афанасьевич Станчиц был обуреваем идеей создания самостоятельной редакции передач для детей и юношества. Первоначально полагали, что достаточно редактора, режиссёра и его помощника… Но скоро мы поняли, что для создания полноценного вещания необходимо включить в наше содружество ещё одну составляющую — художников. И первым из них был Лев Михайлович (в быту — Лев, Левушка) Московский. Он и духовно, и профессионально был близок детству…»
Ведь не случайно, когда у нас родилась идея создания постоянного ведущего — «Телевичка» (скульптор — Валентина Малахиева), прототипом куклы стал Левушка. А его внутреннюю сущность — мягкость, доброжелательность, юмор, исполнительность — несла постоянный кукловод — народная артистка Валерия Сергеевна Киселёва.
Телевичок стал другом целого поколения юных телезрителей...»
То, что Лев Московский подарил свой образ детству, — очень символично. И следующая страница жизни художника тоже была посвящена детству и юношеству.
« В журнал "Костер" Лев Михайлович пришел не как Лев Московский, а как А. Янус. И это был не один двуликий человек, это два добрых старых друга. Еще во время обучения в художественном училище им. Серова подружились Лев Михайлович Московский и Константин Егорович Севастьянов.»
Н.Б. Харлампиев, главный редактор журнала "Костёр"
В этом тандеме художники-друзья не только создавали удивительные, яркие иллюстрации, но даже вместе вступали в Союз художников.
В непростые 90-е годы Лев Михайлович уже был главным художником журнала. Коллеги отмечают, что в то время, когда печатные издания закрывались один за другим, «Костру» удалось сохранить коллектив и продолжать свою деятельность во многом благодаря тому, что добрые отношения и особую, тёплую атмосферу, быть частью которой хотели многие, сохранял Лев Михайлович Московский.
Быть главным художником литературно-художественного издания — это значит не только организовывать работу художников, но и «задавать тон» журнала. В разные годы в «Костре» работали блистательные художники и писатели. Среди них основатель журнала С. Маршак, М. Зощенко, К. Чуковский, Д. Хармс, Е. Чарушин, В. Бианки, Е. Шварц, О. Берггольц, И. Бродский, С. Довлатов, В. Траугот и многие другие.
И свою «страницу» в журнале Лев Михайлович сделал яркой, теплой, дружелюбной, такой, каким был и он сам.
Работая как художник-график, Лев Московский достиг высокого уровня мастерства, который позволял его персонажам беспрепятственно перенимать черты автора.
«...Каждый художник рисует самого себя, и многие персонажи, если вспомнить Льва Михайловича, даже дети, немножко на него похожи — такие круглолицые, весёлые, бодрые, как яблочки, бегают по страничкам «Искорки», «Костра» и учебников издательства «Просвещение»».
Е. Н. Морозов, главный художник Санкт-Петербургского филиала издательства «Просвещение»
Но пространством личного творчества для Льва Московского была живопись.
Именно в живописи раскрывался яркий темперамент человека, которого все называли тихим и мягким. Сквозь эту живопись полыхает огонь, неуемная творческая сила, которая, проходя через фильтр сложной, глубокой личности, большого, доброго сердца, приходит к людям мягким теплом и согревает всех вокруг.
«И всем тепло у пламени «Костра»,
И каждому достанется в наследство
Не что-нибудь, а в подлиннике —
детство! И искра в сердце — пламени сестра!»
А.Шевченко