Найти в Дзене

«Marrakesh Express». Как Грэм Нэш сбежал в Африку — и написал вечный гимн бродяги-хиппи

Если утром мы гоняли на байке, то по вечер предлагаю снять косухи и пересесть в поезд... Но не обычный, а немного хипповый. Возможно, раскрашенный в психоделические цвета. Прокатиться на закате с ветерком по экзотическим ландшафтам Марокко — под подходящую музыку! В честь дня рождения одного из выживших «шестидесятников» — Грэма Нэша, которому сегодня 84. ...Этот город расположен в центральной части Марокко, в горах. За толстыми глинобитными стенами, в лучах жаркого дневного солнца или в розовых отсветах заката бьёт ключом восточная жизнь с её древними традициями, особым ритмом и колоритом. Протяжное пение муэдзина и гул сотен голосов на рынке, дневная суета и полная тайн восточная ночь... Марракеш невероятно красочен не только благодаря яркому базару и пестрой толпе. Здесь находятся знаменитые красильни, где до сих пор, как сотни лет назад, кожи красят натуральными красками в круглых каменных чанах, устроенных прямо в земле. От полуденной жары можно легко скрыться в переплетении улоче

Если утром мы гоняли на байке, то по вечер предлагаю снять косухи и пересесть в поезд... Но не обычный, а немного хипповый. Возможно, раскрашенный в психоделические цвета. Прокатиться на закате с ветерком по экзотическим ландшафтам Марокко — под подходящую музыку! В честь дня рождения одного из выживших «шестидесятников» — Грэма Нэша, которому сегодня 84.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

...Этот город расположен в центральной части Марокко, в горах. За толстыми глинобитными стенами, в лучах жаркого дневного солнца или в розовых отсветах заката бьёт ключом восточная жизнь с её древними традициями, особым ритмом и колоритом. Протяжное пение муэдзина и гул сотен голосов на рынке, дневная суета и полная тайн восточная ночь...

Марракеш невероятно красочен не только благодаря яркому базару и пестрой толпе. Здесь находятся знаменитые красильни, где до сих пор, как сотни лет назад, кожи красят натуральными красками в круглых каменных чанах, устроенных прямо в земле. От полуденной жары можно легко скрыться в переплетении улочек под легкими соломенными крышами, где один рынок сменяется другим...

-2

К концу 1960-х годов манящая экзотика Марокко превратилась в магнит для нового поколения искателей свободы. Этот легендарный уголок Северной Африки притягивал путешественников, художников, писателей, рок-звёзд, обещая духовное просветление и освобождение от привычных условностей.

В 1966 году в паломничество по стране в поисках вдохновения отправился и Грэм Нэш — лидер успешной британской группы The Hollies. Во время отпуска он купил билет и сел на поезд из Касабланки в Марракеш.

Устав от общества пожилых дам с синими волосами в первом классе, Нэш перебрался в третий. Там его ждала жизнь как она есть: пассажиры готовили еду на переносных печках, повсюду бродили куры, свиньи и козы. Эти яркие впечатления легли в основу зажигательной психоделической поп-композиции с простым названием «Marrakesh Express».

Беззаботные строки в стиле клуба путешественников рисуют живописные образы ковров от стены до стены, цветных хлопковых тканей и кобр на площадях. Но за внешней лёгкостью скрывается смутное чувство неудовлетворённости и поиска чего-то лучшего: «Стряхиваю паутину из уголков сознания, / Нужно было уехать, чтобы посмотреть, что мы сможем найти».

Грэм Нэш написал эту песню не в Марракеше, а в Югославии, во время турне The Hollies в июне 1967 года. К тому времени автору уже было тесно в группе. Он писал совсем другие песни... Нэш пытался увести The Hollies с проторенной поп-тропы в более экспериментальную сферу вслед за The Beatles и The Byrds, однако остальные участники группы его не поддержали.

«Marrakesh Express» не вызвала энтузиазма у The Hollies. В апреле 1968 года в студии на Эбби-Роуд была сделана лишь черновая минусовка, которую сам Нэш позже охарактеризовал как не слишком удачную. Запись по-прежнему хранится где-то в архиве...

Эта неудача — наряду с растущим интересом музыканта к контркультуре и умеренным успехом его предыдущей композиции «King Midas In Reverse» — обозначила для Грэма Нэша творческий кризис: «Было очевидно, что моя карьера в The Hollies подходит к концу».

Дело было не только в музыке, но и в растущем интересе Нэша к контркультуре и новому образу жизни: «Я начал радикально меняться. Я стал более скрытным в своих мыслях. Я начал копать глубже. Я начал понимать, что песни могут стать интересным способом показать свои чувства. The Hollies хотели продолжать в том же духе, в котором они успешно работали на протяжении многих лет. Думаю, они чувствовали, что я недоволен».

-3

Но когда заканчивается одно, начинается что-то другое... Ещё во время первого визита The Hollies в Лос-Анджелес в июне 1966 года Грэм Нэш завязал судьбоносное знакомство. Через Кэсс Эллиот из The Mamas & the Papas он встретил Дэвида Кросби, вокалиста и автора The Byrds. Между музыкантами возникла мгновенная творческая связь.

К лету 1968 года оба оказались на перепутье: эгоцентричного Кросби выгнали из The Byrds, а Нэш уже принял решение уйти из The Hollies. В это же время ещё один их знакомый — Стивен Стиллз — заканчивал своё пребывание в составе группы Buffalo Springfield. Кросби и Стиллз уже неофициально джемовали вместе, и когда к ним присоединился Нэш, случилась магия. Их трёхголосные гармонии в сочетании с виртуозной гитарой Стиллза создали уникальное звучание — хрупкое и узнаваемое.

-4

В ноябре 1968 года Нэш официально покинул The Hollies, переехал в Калифорнию и временно поселился у Кросби в Лорел-Каньоне — эпицентре творческой богемы того времени. Жизнь казалась идиллией. Музыканты жили в непосредственной близости друг от друга, в деревенских домах с видом на центр Лос-Анджелеса...

При формировании репертуара для дебютного альбома новой супергруппы Crosby, Stills & Nash Грэм Нэш предложил реанимировать отвергнутую The Hollies «Marrakesh Express». Песня была записана в феврале 1969 года. Гитара Стиллза передаёт стремительный ритм поезда, а тёплый вокал Нэша наполняет композицию чувством оптимизма и свободы...

Альбом, вышедший в мае 1969 года, мгновенно вывел супергруппу Crosby, Stills & Nash в ранг авторов саундтрека для целого поколения. «Marrakesh Express», выпущенная синглом, уверенно вошла в топ-30. Она же прозвучала и в на фестивале в Вудстоке, на радость толпам хиппи.

Культовая обложка альбома, на которой трио сидит на брошенном диване у старого дома, появилась случайно. Фотограф Генри Дилтц сделал снимок во время совместной прогулки по пути домой. Позже, определившись с порядком имён в названии группы, музыканты хотели переснять фото, изменив рассадку и вернулись в то же место. Но на месте дома обнаружили лишь груду досок... Пришлось оставить, как есть.

-5

Грэм Нэш рассказывает о своей ранней песне с присущей ему скромностью: «Когда я её писал, она казалась мне забавной. Это не самая лучшая песня в мире, но людям она по-прежнему очень нравится, когда мы исполняем её вживую. Когда нам нужно что-то лёгкое и динамичное, мы обращаемся к ней!»

Нэш всегда придерживался относительно простого подхода к написанию песен. Он стремился выступать в роли зеркала, отражая конкретный момент времени. Но даже поездка на поезде его усилиями превращается в воображаемое путешествие по закоулкам памяти и воображения...

«Смотрю на мир сквозь закат в твоих глазах,
Поезд мчится под ясным небом Марокко.
Звучат крики уток, свиней и кур,
Ковёр с животными — от стены до стены.
Американские дамы — пяти футов ростом — в синем...

Стряхиваю паутину из уголков сознания,
Нужно было уехать, чтобы посмотреть, что мы сможем найти.
Пусть дни, что впереди лежат,
Приведут туда, куда ведут.
Не слушай, что тебе говорят.

Ты ведь знаешь, мы мчимся на экспрессе "Марракеш",
Ты ведь знаешь, мы мчимся на экспрессе "Марракеш".
Меня везут в Марракеш.
Все на борт поезда, все на борт!

Я копил деньги, чтобы свозить тебя туда,
Я чувствую запах сада в твоих волосах.
Поезд из Касабланки идёт на юг,
Пускаю кольца дыма из уголков рта.
Разноцветный хлопок висит в воздухе,
Очаровательные кобры на площади,
Полосатые джеллабы, что носить мы сможем дома...

Ты ведь знаешь, мы мчимся на экспрессе "Марракеш",
Ты ведь знаешь, мы мчимся на экспрессе "Марракеш".
Меня везут в Марракеш.
Все на борт поезда, все на борт!»

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!