Найти в Дзене
Жизнь на 365 оборотов

О преподавании литературы и любви к чтению

У меня много талантов, но один выделяется особенно ярко: я виртуозно умею создавать себе трудности, а потом героически их преодолевать. Моя теперешняя авантюра называется "Учитель литературы". По счастью, это не обычная школа, а семейная, но ответственность от этого не меньше, а даже больше. Успокаиваю себя тем, что получаю от этого не только деньги, но и огромное удовольствие от погружения в мир, который долгое время был, откровенно говоря, знаком мне по касательной. Несмотря на то, что я люблю читать и писать впечатления от книг, глубоко в их анализ я никогда не погружалась. Прочитала историю создания и факты из биографии автора, написала на эмоциях впечатления и достаточно. Да, в последнее время я стала больше внимания обращать на выразительные средства, которые используют авторы, но все равно остро ощущаю отсутствие специального образования ‒ многое просто не ухватываю. Когда начала готовиться к урокам, то меня, что называется, накрыло ‒ я всем существом ощутила насколько ущербны м

У меня много талантов, но один выделяется особенно ярко: я виртуозно умею создавать себе трудности, а потом героически их преодолевать. Моя теперешняя авантюра называется "Учитель литературы". По счастью, это не обычная школа, а семейная, но ответственность от этого не меньше, а даже больше. Успокаиваю себя тем, что получаю от этого не только деньги, но и огромное удовольствие от погружения в мир, который долгое время был, откровенно говоря, знаком мне по касательной.

Несмотря на то, что я люблю читать и писать впечатления от книг, глубоко в их анализ я никогда не погружалась. Прочитала историю создания и факты из биографии автора, написала на эмоциях впечатления и достаточно. Да, в последнее время я стала больше внимания обращать на выразительные средства, которые используют авторы, но все равно остро ощущаю отсутствие специального образования ‒ многое просто не ухватываю.

Когда начала готовиться к урокам, то меня, что называется, накрыло ‒ я всем существом ощутила насколько ущербны мои познания в литературе, насколько мало я читала, насколько я вообще плохо образованна. На этой почве хотела все бросить, но благодаря поддержке друзей и близких решила все-таки закончить учебный год. Успокаиваю себя, что хоть и знаю гораздо гораздо меньше, чем требуется для уверенного преподавания, но все же мои знания несколько выше среднестатистических.

Но еще одна проблема высветилась там, где я не ожидала. Самым тяжелым при подготовке к урокам оказалось не усвоение горы материала, а когда программное произведение не откликается внутри! Вообще никак!

Помню, как во время работы в вузе частенько слышала от своих студентов претензии к каким-то психологическим теориям: "Фигня всякая, не согласны мы с Фрейдом/Юнгом и иже с ними, зачем нам это учить?!" Тогда я напирала на культурный уровень, на разные ситуации, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, ведь психология ‒ это прежде всего про практику. Я разрешала им не любить психологию, но предупреждала, что без знания предмета в рамках учебного курса экзамен принять не смогу.

Но как быть с литературой, когда, например, автор не нравится тебе не только как личность, но и как писатель/поэт? И пусть он хоть трижды классик, пусть все вокруг восхищаются им как непревзойденным мастером, твое сердце молчит. А может просто не доросла?

В этом случае начинаю рассматривать произведение в контексте, изучаю историю его создания, разбираюсь в изобразительных приемах, которые использовал автор, изучаю личность самого автора. И потом вдруг понимаю, что дело не в том, что не доросла (хотя и это порой не отрицаю), а просто это не мое. Ну не нравится! Не трогает. Не откликается. И зачем его вообще включили в школьную программу?

Как читатель я спокойно могу не любить ту или иную книгу, того или иного автора – это нормально. Но как в таком случае быть учителю? Как, не любя какое-то произведение, не спровоцировать эту нелюбовь у других? Ведь литература – это предмет с тонкими настройками и здесь как нигде легко перекрутить или недокрутить.

Несмотря на то, что в школьные годы я достаточно много читала, по большей части это были не программные произведения. По-настоящему читать начала только в институте. У нас был замечательный преподаватель литературы – Александр Васильевич Кубасов. Я далеко не всех педагогов помню по именам, а вот его запомнила. Потому что именно он вызвал у меня желание не просто читать, но и думать над книгой. Именно его яркие и эмоциональные лекции вдохновляли вникать в суть произведения, смаковать красоту языка, постигать глубину сюжета, даже просто выразительно читать. И это несмотря на то, что в те годы я была на своей волне и умных преподавателей слушала весьма невнимательно .

В последнее время я частенько думаю, неужели у него не было нелюбимых авторов? А ведь может, и правда не было, потому что он умел читать по-настоящему, глубоко? Вот бы так научиться…