Найти в Дзене
Юлия Н. Шувалова

83-я годовщина Сталинградской битвы

...Из Боровска, спасаясь от эпидемии педикулёза, настигнувшей Кировскую область летом 1942 года, моя бабушка с родителями и младшим братом перебрались в Ярославль, где со своей семьёй жила её старшая сестра Вера. И вспоминала бабушка, что зимой 1942-43 гг. больше всего боялись момента, когда Волга замёрзнет, и если, не дай бог, враг получит преимущество, то сразу придёт в Ярославль. Поэтому и операция "Медведь", которая уже началась в это время и в которой участвовал муж Веры, писатель Клавдий Дербенёв, не просто должна была запутать врага, но и обеспечить Ярославль оружием на случай... Но Сталинград выстоял. В октябре 2025 года на Международном форуме сотрудничества в Национальном центре "Россия" прошла панельная дискуссия об исторической памяти и противодействии фальсификации истории. Разумеется, я там присутствовала. Один из участников дискуссии, Рашид Кутбудинович Алимов, политик и дипломат, в прошлом - постоянный представитель Республики Таджикистан при ООН и посол Таджикистана в

...Из Боровска, спасаясь от эпидемии педикулёза, настигнувшей Кировскую область летом 1942 года, моя бабушка с родителями и младшим братом перебрались в Ярославль, где со своей семьёй жила её старшая сестра Вера. И вспоминала бабушка, что зимой 1942-43 гг. больше всего боялись момента, когда Волга замёрзнет, и если, не дай бог, враг получит преимущество, то сразу придёт в Ярославль. Поэтому и операция "Медведь", которая уже началась в это время и в которой участвовал муж Веры, писатель Клавдий Дербенёв, не просто должна была запутать врага, но и обеспечить Ярославль оружием на случай...

И. Лукомский, Клятва сталинградцев
И. Лукомский, Клятва сталинградцев

Но Сталинград выстоял. В октябре 2025 года на Международном форуме сотрудничества в Национальном центре "Россия" прошла панельная дискуссия об исторической памяти и противодействии фальсификации истории. Разумеется, я там присутствовала. Один из участников дискуссии, Рашид Кутбудинович Алимов, политик и дипломат, в прошлом - постоянный представитель Республики Таджикистан при ООН и посол Таджикистана в Китае, напомнил, что в Доме Павлова в разгар боевых действий родилась девочка Зина Селезнёва. Символ вечной Жизни среди ужаса Смерти.

Дмитрий Шеваров приводит рассказ уже взрослой Зинаиды о том, как она родилась (со слов матери):

В этом доме жили мои дед и бабушка. У них было там служебное помещение - они дворниками работали. И когда началась бомбежка, мама побежала к ним. Отца-то забрали на оборону Сталинграда еще весной, он рабочим был на "Красном Октябре". Его звали Петр Павлович Селезнев. Он меня не видел. Так и погиб, не зная, что я родилась... Медиков не было, мамины сестры в родах помогали. Солдаты портянки дали на пеленки. Дизентерия была страшная, и я, только родившись, стала умирать. Мне уже вырыли могилку в земляном полу, а когда копали, наткнулись на иконку-медальон. Как только ее отряхнули от земли, я вернулась к жизни.

А после войны Зину разыскали те солдаты, которые героически обороняли единственный уцелевший в городе дом. Все считали Зинаиду своей дочкой, от ослепшего Ивана Афанасьева до узбека Тургунова, который заверил в сельсовете справку о том, что Зинаида Селезнёва действительно родилась в Доме Павлова. Наконец, об улучшении жилищных условий Зинаиды и её матери похлопотал Юрий Визбор, посетивший Сталинград-Волгоград в 1970-х.

Зинаида Селезнёва и Иван Филиппович Афанасьев (https://rodina-history.ru/2018/01/30/rodina-stalingrad-zina.html)
Зинаида Селезнёва и Иван Филиппович Афанасьев (https://rodina-history.ru/2018/01/30/rodina-stalingrad-zina.html)

Р.К. Алимов подчеркнул важность таких историй для сохранения живой памяти о подвиге нашего народа. Я не согласна, что русский народ многонационален, но многонациональным был СССР, против которого выступил мощный рейх, обеспечиваемый практически всей Европой. И история Сталинградской битвы рассказывает нам не о "дружбе народов", а о реальном соратничестве и в военное, и в мирное время.

Именно в Сталинграде "госпожа Пенициллин", Зинаида Ермольева разработала наш, советский антибиотик. Ведь зарубежные партнёры не могли предоставить его бесплатно. В ужасающих условиях, под бомбами, Ермольева выполняла свой врачебный и человеческий долг. Об этом выдающийся писатель Вениамин Каверин написал трилогию "Открытая книга".

Сейчас, когда я это пишу, мне кажется, за последние 30 лет мы просто слишком увлеклись тем, что долгое время пребывало за "железным занавесом", и совершенно забыли (а кто-то даже и не узнал), что есть в нашей литературе величественные произведения, которые тем превосходят зарубежную бизнес-литературу, что погружают читателя в частично вымышленные обстоятельства, заставляя проходить путь героя или героини и так находить решение своих "вопросов современности". Роман "Как закалялась сталь" мне всегда давался с трудом, а вот "Двух капитанов" я несчётное число раз и прочитала, и посмотрела. Признаюсь, "Открытая книга" для меня до сих пор ещё закрыта, но, наверное, это произведение сегодня можно порекомендовать девушкам и молодым женщинам. Это история Служения профессии и Родине, самые яркие и драматичные страницы которой развернулись в период Сталинградской битвы...

Я поздравляю всех своих читателей, кто жил и живёт в Волгограде-Сталинграде, с очередной годовщиной Подвига вашего города.

Юлия Н. Шувалова, 2 февраля 2026 года

При цитировании и/или перепечатке ссылка на автора обязательна.