$20 миллиардов?
Несколько дней назад OpenAI объявила, что её годовой показатель повторяющейся выручки (ARR) на 2025 год составил 20 миллиардов долларов. Это более чем вдвое превышает их годовую выручку за 2024 год! Так что, неужели Альтман наконец-то добился успеха? Близка ли OpenAI к тому, чтобы стать финансово устойчивой компанией? Что ж, нет. Во-первых, цифра в 20 миллиардов долларов выглядит слишком оптимистичной, если посмотреть на детали. Но даже если они действительно достигли такого уровня доходов, этого, скорее всего, всё равно недостаточно. Почему? Потому что у ИИ есть серьёзная проблема масштабирования. Сейчас объясню.
Будем рады если вы подпишитесь на наш телеграм канал
Цифры не сходятся
В первой половине 2025 года OpenAI, как сообщается, получила 4,3 миллиарда долларов выручки, и ожидалось, что к концу года этот показатель достигнет 12 миллиардов. Так как же получилось, что при годовой выручке в 20 миллиардов они заработали во второй половине 2025 года вдвое больше, чем ожидали? Что стало причиной такого резкого роста? Число еженедельных пользователей и платных подписчиков во второй половине года не выросло настолько сильно по сравнению с первой, а крупных новых корпоративных партнёрств, которые могли бы принести такие деньги, тоже не появилось. Что вообще происходит?
Как обнаружил Эд Зитрон, тревожный сигнал заключается в том, что OpenAI заплатила Microsoft 454,7 миллиона долларов по соглашению о разделении выручки за первую половину 2025 года. В рамках партнёрства OpenAI обязана перечислять Microsoft 20% своей выручки. Это означает, что на самом деле OpenAI получила 2,27 миллиарда долларов выручки за первое полугодие 2025 года — на 2 миллиарда меньше заявленного. В третьем квартале OpenAI заплатила Microsoft ещё 411,1 миллиона долларов, что означает 2 миллиарда выручки в третьем квартале. Все показатели указывают на то, что в четвёртом квартале мог наблюдаться сопоставимый рост, так что можно предположить около 4 миллиардов выручки за Q4. Но в сумме это даёт годовую выручку примерно в 9 миллиардов долларов — менее половины от заявленных 20 миллиардов.
Ещё один признак того, что всё не совсем так, как рассказывают, — это данные о пользователях OpenAI. Компания заявила, что к концу 2025 года у ChatGPT было 800 миллионов еженедельных пользователей. По данным нескольких сторонних источников, платят лишь 5% пользователей, то есть примерно 40 миллионов человек. Если все они платят по 20 долларов в месяц, это даёт 9,6 миллиарда долларов в год. При этом известно, что около 30% выручки OpenAI поступает из других источников, например, лицензирования. Следовательно, текущая годовая выручка должна быть около 13,7 миллиарда долларов. Однако в начале 2025 года у ChatGPT было значительно меньше еженедельных пользователей, значит фактическая выручка за 2025 год должна быть существенно ниже 13,7 миллиарда.
Именно поэтому цифра в 20 миллиардов долларов кажется мне сомнительной. Выглядит так, будто 10 миллиардов или больше каким-то образом «волшебно» появились на счетах OpenAI в последнем квартале 2025 года. Откуда?
Лазейка «Майкрософта»?
Разумеется, всё это лишь доказывает, что OpenAI должна быть гораздо более прозрачной в финансовом плане. Имеющихся данных недостаточно, чтобы составить чёткую картину происходящего. Но поскольку публичные цифры вообще не совпадают с версией OpenAI, это как минимум говорит о том, что что-то не так. Я смог найти только одно правдоподобное объяснение происходящего, но подчёркиваю: это лишь моё мнение о возможной причине расхождений.
Помните о 20% разделении выручки между OpenAI и Microsoft? Это работает в обе стороны. Microsoft тоже платит OpenAI 20% выручки, полученной от продажи переупакованных версий моделей OpenAI, таких как Copilot и Azure AI.
Но Microsoft испытывает серьёзные трудности с продажей этих ИИ-продуктов. Например, известно, что Azure AI на базе ChatGPT продаётся настолько плохо, что компания сократила планы по продажам вдвое. Аналогично, вместо того чтобы продавать Copilot как отдельную подписку, Microsoft встроила его в уже существующие сервисы, такие как Microsoft 365 (бывший Office). Более того, как новый клиент в Великобритании, я не могу купить подписку 365 без Copilot. Также Microsoft встроила ChatGPT в поисковик Bing.
Microsoft крайне непрозрачна в вопросах того, сколько именно она зарабатывает на этих ИИ-продуктах. Но, скорее всего, доходы там невелики. Их выручка за 2025 год была всего на 15% выше, чем в 2024-м. И основная часть роста пришлась на облачное направление Azure, а не на продукты с ИИ.
Встраивание Copilot в обязательные подписки и сервисы даёт два эффекта. Во-первых, это навязывает обществу эту слабую технологию, улучшая статистику использования. Во-вторых, Microsoft может формально утверждать, что ИИ «способствует» всей выручке от этих подписок и сервисов. Соответственно, 20% этой выручки можно отправлять OpenAI, даже если модели напрямую её не создали.
Я подозреваю, что именно отсюда и взялась эта сумма в 10+ миллиардов. OpenAI отчаянно нуждалась в деньгах, и Microsoft могла использовать этот механизм, чтобы скрытно перечислить их. Подчёркиваю: я не могу это доказать и никого не обвиняю. Я лишь считаю, что это могло произойти.
Но зачем Microsoft это делать? Всё упирается в проблему масштабирования OpenAI.
Больше денег — больше проблем
Даже если OpenAI действительно заработала 20 миллиардов долларов в 2025 году, этого всё равно недостаточно. По многим оценкам, операционные расходы OpenAI в 2025 году превысят 28 миллиардов долларов. То есть даже при 20 миллиардах выручки компания всё равно далека от точки безубыточности, не говоря уже о стабильной прибыли.
Более того, расходы могут быть ещё выше. Недавно OpenAI заявила, что в 2025 году располагала вычислительной мощностью 1,9 гигаватта.
По словам главы IBM Арвинда Кришны, строительство одного гигаватта дата-центров, способных работать с ИИ, стоит 80 миллиардов долларов. Также известно, что один гигаватт таких дата-центров потребляет энергии примерно на 1,3 миллиарда долларов в год, а их реальный срок службы — около трёх лет. Логично, что годовая стоимость одного гигаватта ИИ-мощностей (с учётом амортизации строительства и энергии) составляет около 27,97 миллиарда долларов. Значит, 1,9 ГВт мощностей OpenAI обходятся примерно в 53 миллиарда долларов в год.
Мы не знаем, какую долю этих расходов несёт сама OpenAI. Часть ложится на владельцев и операторов дата-центров, поэтому многие такие компании работают с катастрофическими убытками. Известно и то, что срок службы центров часто завышают до пяти лет, чтобы приукрасить отчётность. Кроме того, цифра 1,9 ГВт, вероятно, отражает мощность на конец 2025 года, значит средние затраты за год были немного ниже.
Таким образом, в лучшем случае, если 20 миллиардов — это честная выручка, а операционные расходы соответствуют прогнозам, OpenAI получила бы убыток в 8 миллиардов долларов в 2025 году — больше, чем 5-миллиардный убыток в 2024-м. В худшем случае, если реальная выручка ближе к 10 миллиардам, а вычислительные расходы отражены честно, убытки могут исчисляться десятками миллиардов.
Проще говоря, расходы растут быстрее, чем доходы.
Очередное спасение?
Что касается убытка в 5 миллиардов долларов в 2024 году, он был настолько велик, что грозил OpenAI банкротством. Фактически компания дожила до 2025 года только благодаря корпоративной «подушке» в 6 миллиардов долларов от инвесторов, главным образом Microsoft. Microsoft вложила в OpenAI десятки миллиардов и уже начала строить стратегию вокруг этого партнёрства. Если бы OpenAI обанкротилась, это стало бы катастрофой для Microsoft. Спасение было, вероятно, более дешёвым вариантом, даже если это ударило по репутации.
Возможно, именно это объясняет, почему более 10 миллиардов «волшебно» появились у OpenAI в четвёртом квартале 2025 года. Цифры указывают, что компания шла к катастрофическим убыткам, способным не только обанкротить её, но и обрушить весь ИИ-пузырь. Им нужно было новое спасение, чтобы смягчить удар. Я предполагаю, что в Q4 2025 Microsoft приписала значительную часть своей подписочной выручки «ИИ-фактору», чтобы незаметно перечислить OpenAI крупную сумму под видом разделения выручки (несмотря на то, что реальной ИИ-выручки почти не было), тем самым резко сократив убытки и защитив обе компании. Опять же — это лишь предположение.
Если когда-нибудь это подтвердится, последствия будут разрушительными.
Суть проблемы
Экономия на масштабе — ключевой элемент любого бизнеса. Она означает, что себестоимость единицы товара или услуги снижается по мере роста объёмов производства. Это происходит за счёт распределения фиксированных расходов, оптимизации цепочек поставок и совершенствования продуктов. Именно благодаря экономии на масштабе обычные люди могут позволить себе микроволновки, телефоны, компьютеры, электромобили и многое другое.
Но ИИ на базе больших языковых моделей не подчиняется этой логике. Масштаб не снижает себестоимость. Более того, стоимость разработки таких моделей растёт экспоненциально по мере попыток сделать их более мощными. То есть расширение масштабов ИИ (расширение сфер применения) может резко увеличивать себестоимость.
Иными словами, чем больше и «лучше» вы пытаетесь сделать ИИ, тем дальше он от прибыльности, потому что расходы растут быстрее доходов.
OpenAI отлично это демонстрирует. Даже если их годовая выручка действительно более чем удвоилась по сравнению с 2024 годом — в чём я сильно сомневаюсь — их годовой убыток вырос как минимум на 33%. Они движутся назад, всё глубже в минус. Так продолжаться может не вечно — рано или поздно свет просто выключат.