В конце января «Часы Судного дня» перевели еще на 4 секунды – теперь остается лишь 85 секунд до «ядерной полуночи». Этот показатель является худшим с момента введения часов в 1947 году.
Почитали мы с супругом новости, посмотрели постапокалиптический сериал «Фоллаут» (где произошел ядерный конфликт между странами) и решили взять уроки по гражданской обороне.
Шучу, конечно, но взгляд действительно зацепился за экскурсию в настоящий бункер под заводом на Петроградской стороне.
Наш экскурсовод настоятельно просил не разглашать место действия, поэтому точных паролей и явок в этот раз не дам. Однако объект не суперсекретный: думаю, если вы пропишите в поисковике запрос – ответ в виде записи на экскурсию должен всплыть.
Это бомбоубежище не для жителей города – для работников завода. Оно вмещает в себя 750 человек.
Для сравнения Петербургский метрополитен в случае ЧС вместит 350 000 жителей. Но нужно учесть: добежать до станции нужно будет за 10 минут.
Бункер, который мы посетили, был построен в 1974 году. Внутри около восьми комнат, среди которых узел связи, дизельная, туалет, лазарет, комната с цистернами с водой, небольшой склад и полки, где могут разместиться люди.
Экспонаты тоже были любопытные. Например – различные виды противогазов, один из которых мне, конечно же, захотелось примерить. На эту экскурсию пошла в шубе, поэтому вид был особенно стильным.
Нам показали различные методички советского периода, как действовать во время ЧС, как оказать помощь себе и ближнему.
Отельное внимание уделили персональным аптечкам, в которых собран набор основного, что может пригодиться человеку. Опять же сравнили советские аптечки с современными – в не в пользу последних.
Узнала интересный факт про йод. На самом деле, чтобы обезопасить себя от радиации достаточно одной капли на стакан. Во время чернобыльской катастрофы были люди, которые погибли не из-за облучения, а из-за того, что пили йод прямо из бутылочки и получали ожоги пищевода, не совместимые с жизнью.
Интересуюсь больше дореволюционной архитектурой, а не ядерными конфликтами, поэтому открыла для себя много нового.
Было сюрпризом узнать, что опасный уровень радиации после ядерного наземного взрыва держится не годами.
Самые опасные, конечно же, первые часы. Но если уровень радиации через 1 час после такого взрыва принять за 100%, то через 2 часа он уменьшится почти вдвое. Спустя 3 часа – в 4 раза. Через сутки – в 45 раз, а через двое суток – в 100 раз.
То есть выходить на поверхность можно уже примерно через трое суток. Теперь несложно догадаться, что автор книги «Метро 2033» несколько сгустил краски.
Вечность в бункере вы не просидите, даже если попадете. В том числе по банальной причине: там закончатся запасы воды и еды. В бомбоубежище, которое мы посетили, стояли цистерны с 8 тоннами воды. На 750 человек это не так уж и много.
Через трое суток по идее люди должны выбираться на поверхность и оценивать урон вокруг. Разбирать завалы, восстанавливать город. Или если совсем беда – временно перебираться на дачи за город.
На встрече прозвучал интересный вопрос – почему же тогда никто не вернулся в Припять? Оказывается, авария на Чернобыльской АЭС по своим последствиям напоминала взрыв «грязной бомбы». В Чернобыле произошел выброс долгоживущих радионуклидов. Например, цезия-137 и стронция-90, чей период полураспада составляет 30 лет. Эти элементы исчезнут полностью лишь через 600 лет.
Как вы поняли, экскурсия была интересная, но надеюсь, этим мои знания о ядерных конфликтах ограничатся. И никому вообще никогда не пригодятся! Нам еще столько парадных в Петербурге изучить надо!
Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы узнать больше интересных мест Петербурга.
Буду очень благодарна, если поддержите мой проект. Это можно сделать здесь.
Этим летом мы изучали заброшенный стекольный завод в Дружных Горках. Около в 1800 года его открыл петербургский купец Иван Ритинг.