Найти в Дзене

Новый король свалки, или Как Китай может превратить мировой мусор в монополию

Похоже, сюжет с глобальной мусорной эпопеей получает новый, совершенно неожиданный поворот. Нет, не столь глобальный, как в любимом «ВАЛЛ-И», но не менее фантастический. Помните, ещё совсем недавно Китай служил для «цивилизованного мира» дешёвой фабрикой и тихой, удобной помойкой. Горы пластика, электронного лома и текстильного хлама десятилетиями плыли в контейнерах из Лос-Анджелеса, Роттердама и Сиднея в порты Гуанчжоу и Тяньцзиня. Идеальный симбиоз: «цивилизованный мир» получает звание поборника «зелёной экономики» с высокими показателями переработки, а Китай — дешёвое сырьё для своих заводов. Паразит живёт и здравствует за счёт носителя. Но в 2018 году Пекин решил, что хватит, и захлопнул «мусорный шлюз», запустив фильтр «Национальный меч» с запретом на ввоз 24 категорий твёрдых отходов. «Зелёная экономика» впала в истерику. Внезапно выяснилось, что вся она держалась на одной простой схеме: прессовать и грузить на корабль, идущий на Восток. Но «цивилизованный мир» не остался без от

Похоже, сюжет с глобальной мусорной эпопеей получает новый, совершенно неожиданный поворот. Нет, не столь глобальный, как в любимом «ВАЛЛ-И», но не менее фантастический.

Помните, ещё совсем недавно Китай служил для «цивилизованного мира» дешёвой фабрикой и тихой, удобной помойкой. Горы пластика, электронного лома и текстильного хлама десятилетиями плыли в контейнерах из Лос-Анджелеса, Роттердама и Сиднея в порты Гуанчжоу и Тяньцзиня. Идеальный симбиоз: «цивилизованный мир» получает звание поборника «зелёной экономики» с высокими показателями переработки, а Китай — дешёвое сырьё для своих заводов. Паразит живёт и здравствует за счёт носителя.

Но в 2018 году Пекин решил, что хватит, и захлопнул «мусорный шлюз», запустив фильтр «Национальный меч» с запретом на ввоз 24 категорий твёрдых отходов. «Зелёная экономика» впала в истерику. Внезапно выяснилось, что вся она держалась на одной простой схеме: прессовать и грузить на корабль, идущий на Восток.

Но «цивилизованный мир» не остался без ответа. Нет, он не выдал технологический прорыв в переработке или в массовом строительстве современных заводов у себя. Как бы не так. «Цивилизованный мир» запустил операцию «Найди новый Китай». В результате которой подмял новых «партнёров»: Малайзию, Индонезию, Вьетнам, Турцию, страны Восточной Африки. И весь мусорный флот просто изменил курс. Под лозунгом «международной торговли вторсырьём» и «помощи в развитии» на берега этих стран начали выгружать «неликвид», который не нужен даже китайцам. А политики в Брюсселе и Вашингтоне с важным видом продолжают рассуждать о «циркулярной экономике», прикрывая высокими лозунгами «мусорный колониализм».

«Цветущий сад», следуя «Зелёному курсу», экспортирует 1 300 000 тонн пластика в год — в основном в Турцию, которая, по данным EIA (Environmental Investigation Agency) на 2021 год, не имела инфраструктуры для безопасной переработки.

Но вот в чём главный вопрос. А что, если Китай, отточивший за эти годы технологии и логистику переработки до невероятных масштабов, решит монетизировать и этот кризис? Ведь очень скоро полигоны в Джакарте и Найроби будут представлять собой дымящиеся пластиковые вулканы, а «цивилизованный мир» начнёт штрафовать свои города за невыполнение нормативов по переработке. И тогда Китай может предложить «цивилизованному миру» не «утилизацию», а «услугу полного цикла рециклинга». Разумеется, по предоплате и в твёрдой валюте. Это будет неиссякаемая монополия нового типа: не на добычу ресурсов, а на их финальную, самую грязную стадию жизненного цикла.

К слову, уже в 2022 году Япония начала платить Китаю за переработку чистого пластика. А в 2024-м также Южная Корея подписала долгосрочный контракт с китайскими переработчиками.

Ведь, несмотря на запрет импорта, внутренняя индустрия переработки в Китае продолжает расти, удобряемая политикой «Безотходных городов» и целями углеродной нейтральности. Китай инвестирует в передовые технологии, такие как химическая переработка пластика, что потенциально может в будущем сделать экспорт услуг по переработке экономически выгодным.

К тому же не стоит забывать про сырьевой голод самого китайского производства. Ведь что такое мусор в эпоху иссякающих ресурсов? Это не отходы, это стратегическое сырьё. Пластик — это нефть. Электронный лом — это медь, золото, редкоземельные металлы. Контролируя глобальные потоки мусора, Пекин сможет контролировать и вторичный рынок критически важных материалов, становясь одновременно и мусорным королём, и королём воскрешения ресурсов из праха.

После такого жителю «цивилизованной» страны, который привык с чистой совестью выбрасывать пластиковую бутылку в зелёный контейнер у дома, придёт счёт. Не метафорический, а самый что ни на есть реальный. Потому что стоимость вывоза и «утилизации» его цивилизованных отходов, незаметная в налогах, вырастет в разы. Аванс за вывоз старого холодильника может сравняться со стоимостью нового бюджетного телевизора. Плата за утилизацию упаковки от пиццы — с доставкой этой самой пиццы. И тут обязательно встанет дилемма: либо платить Китаю, признав его монополию на собственные отходы, либо найти нового «партнёра» в Африке или на Ближнем Востоке, рискуя громкими скандалами. Ведь уже в 2019 году Малайзия вернула 150 контейнеров с мусором обратно в США, Канаду и Австралию. В 2023 году Филиппины вернули 51 контейнер с мусором из Канады. В 2024 году Камбоджа отправила обратно 83 тонны отходов из США. А в 2023-м даже Гана. И все с одной надписью: «Мы не ваша свалка».

Но «зелёных циников» может — как это ни парадоксально — снова спасти Китай. В сентябре 2025 года буржуйская Financial Times со ссылкой на данные китайских операторов и аналитиков сообщила о возникновении в ряде регионов Китая дефицита твёрдых бытовых отходов (ТБО) для мусоросжигательных электростанций. Основными причинами признаны демографический спад, замедление экономического роста, повлёкшее снижение темпов потребления, а также успехи в реализации национальной программы по сортировке и переработке мусора «Zero Waste Cities». Это привело к тому, что мощностей по сжиганию больше, чем доступного для этого мусора. А мусоросжигательные заводы, особенно использующие технологию «waste-to-energy» (отходы в энергию), являются капиталоёмкими объектами, рассчитанными на постоянную загрузку в течение десятилетий, и их остановка или работа не на полную мощность ведёт к прямым финансовым убыткам для операторов и местных властей. Это создаёт рыночный стимул для поиска альтернативных потоков отходов для поддержания работы. И вот тут-то открывается первый, обманчивый сценарий, в рамках которого Китай может в какой-то момент начать вывоз мусора «цивилизованного мира» за свой счёт. Это станет для Запада глотком воздуха, иллюзией возврата к старым добрым временам, когда проблема уплывала за горизонт.

Однако это будет всего лишь временная передышка для «зелёных», ведь строить мусороперерабатывающие заводы у себя они вряд ли станут. Как только глобальные потоки отходов окажутся привязаны к китайской логистике и технологиям, а полигоны в Джакарте и Найроби окончательно забиты, правила игры изменятся.

Китай, отточивший за эти годы технологии переработки до невероятных масштабов, предложит уже не «дешёвый вывоз», а «премиальную услугу полного цикла рециклинга». Разумеется, по предоплате, в твёрдой валюте и по своим расценкам. Так краткосрочное спасение обернётся долгосрочной монополией нового типа...

Возможность для такой монополии возникла лишь по одной причине: «цивилизованный мир» так и не выполнил ни одного из своих громких обещаний.

Помните, как «зелёные» уверяли, что рынок и технологии всё решат? Однако, когда рынок в лице Китая решил, что не весь мусор — это ресурс, а проблема, грандиозные планы с трибун «цивилизованного мира» по строительству сотен современных мусороперерабатывающих заводов у себя уперлись в реальность, оказалось, что они, как и лунная программа, всего лишь красивая презентация и щедрый поток денег из карманов налогоплательщиков. А на деле выяснилось, что строить некому, слишком дорого, а цивилизованные человеки протестуют против «вонючего завода под боком». А сортировать и мыть грязный пластик экономически невыгодно без армии низкооплачиваемых рабочих. Похоже, эпоха бессовестной «зелёной экономики» заканчивается. Скоро каждому придётся платить по своим счетам. Вернее, по своим пакетам со старым хламом. И главный вопрос не в том, куда этот хлам поедет, а в том, готов ли «цивилизованный мир» признать, что его процветание всё это время во многом держалось на гигантской, хорошо спрятанной от глаз свалке под названием «остальной мир» за забором «цветущего сада».

Мультфильм «ВАЛЛ-И» был утопической сказкой. Реальность куда прагматичнее и циничнее.

Другие статьи в подборке «Информационная сводка»

Другие статьи в подборке "Фильмотека капитана"

Telegram https://t.me/mpkrub

VK МПК «РУБ»

VK Видео Межпланетный крейсер "Руб"