Найти в Дзене

Спасти джаз и остаться забытым #В_строках / "Straight-ahead jazz"

В русскоязычных источниках несправедливо мало рассказано о виде джаза под названием “straight-ahead”, или же в переводе на русский — “прямолинейный джаз”. Сегодня мы прольем на него свет и расскажем, почему он достоин большего внимания. “Straight-ahead” джаз — это вид джаза, который в своем прямом понимании появился в 1960-х годах, а наиболее явственно он был впервые представлен альбомом “Seven Steps to Heaven” (1963) Майлза Дэвиса. Своей историей он уходит в два прошлых десятилетия, переосмысляя истинно джазовые традиции. В какой-то степени эта прямолинейная “джазовость” и стала его отличительной чертой. Дело в том, что в 60-х жанр пережил особые изменения, появились два противоположных поджанра: авангард и фьюжн. “Straight-ahead” же стал манифестом жанровой идентичности: акустические инструменты, свинговая размерность, шагающий бас и чередующиеся соло. В сформировавшемся джазовом противостоянии выигрывал фьюжн, причем с заметным отрывом. “Straight-ahead” же не стагнировал, но ушел в

В русскоязычных источниках несправедливо мало рассказано о виде джаза под названием “straight-ahead”, или же в переводе на русский — “прямолинейный джаз”. Сегодня мы прольем на него свет и расскажем, почему он достоин большего внимания.

“Straight-ahead” джаз — это вид джаза, который в своем прямом понимании появился в 1960-х годах, а наиболее явственно он был впервые представлен альбомом “Seven Steps to Heaven” (1963) Майлза Дэвиса.

Виниловая пластинка “Seven Steps to Heaven”
Виниловая пластинка “Seven Steps to Heaven”

Своей историей он уходит в два прошлых десятилетия, переосмысляя истинно джазовые традиции. В какой-то степени эта прямолинейная “джазовость” и стала его отличительной чертой. Дело в том, что в 60-х жанр пережил особые изменения, появились два противоположных поджанра: авангард и фьюжн. “Straight-ahead” же стал манифестом жанровой идентичности: акустические инструменты, свинговая размерность, шагающий бас и чередующиеся соло.

В сформировавшемся джазовом противостоянии выигрывал фьюжн, причем с заметным отрывом. “Straight-ahead” же не стагнировал, но ушел в тень. Например, пианист МакКой Тайнер был одним из немногих остающихся джазовых музыкантов, отвергнувших фанково-роковый стиль фьюжна, некогда подающая надежды звезда, рассматривал вариант работы таксистом, чтобы сводить концы с концами. Тем не менее, востребованность аутентичного джаза воспоследовала и альбом Тайнера “Sahara” (1972) получил две номинации на Грэмми, оживив не только его карьеру, но и многих других: к середине 70-х лейбл “Blue Note” начал выпускать традиционный джаз предыдущей декады, а пианист Сидар Уолтон основал “Eastern Rebellion”, ансамбль с привычной конструкцией в виде саксофона, фортепиано, баса и ударных, в основном с акустическими инструменталистами, начиная Джорджем Коулманом и заканчивая Кертисом Фуллером и Билли Хиггинсом, которые позже присоединились. Это “возрождение” прямолинейного джаза сделало “straight-ahead” семидесятых особенно отличающимся от того, что было до и будет после.

“Eastern Rebellion”
“Eastern Rebellion”

В начале восьмидесятых произошел еще один прорыв, и теперь он был связан с фигурами молодого трубача Уинтона Марсалиса и хард-боп барабанщика Арта Блэйки. “Straight-ahead” снова стал основной силой в мире джаза и новой волной популярности в джазовых кругах. Первый и вовсе стал вдохновителем “молодых львов”, ряда артистов, возраждающих традиции джаза 50-х и 60-х годов. Однако их музыкальная деятельность и вовсе распространилась на собственный поджанр, нео-боп, основанный на корнях прямолинейного джаза.

Уинтон Марсалис
Уинтон Марсалис

Принято считать, что история “Straight-ahead” джаза закончилась в конце 80-х, а на смену пришли его ближайшие родственники: нео-боп и хард-боп. “Straight-ahead” стал заявлением. Заявлением в пользу сохранения самобытности, дав джазу возможность развиваться самостоятельно, согласно собственно выработанной культурной идентификации. Сегодня “straight-ahead” — это не только общий музыкальный язык джем-сессий музыкантов, но и важнейшая часть джаза, без которой современное его восприятие было бы невозможно.

Прикоснуться к истории можете и вы на камерных концертах от “Русских Музыкальных Сезонов” на программе “Straight-Ahead Jazz”!

Русские Музыкальные Сезоны