Летом 2016 года выпускники одной из новосибирских школ собрались на турбазе «Млечный путь», чтобы отметить десятилетие с момента окончания школы. Вечер, как это часто бывает, проходил весело...но в какой-то момент праздника произошла стычка. К одной из девушек, изрядно перебравшей, приехал её парень, чтобы забрать домой. Но разговор на пониженных тонах быстро перешёл в перебранку.
Разнимать парочку вызвался Кирилл Филиппов - единственный, кто на вечер приехал за рулём и, соответственно, оставался трезвым. Он быстро вмешался, успокоил конфликтующих и помог девушке подняться. Казалось бы, инцидент исчерпан, компания постепенно разъехалась по домам.
Никто и подумать не мог, что полгода спустя этот эпизод аукнется уголовным делом, а сам Кирилл окажется в статусе обвиняемого.
Полгода спустя произошел неожиданный поворот
Поначалу тот вечер на базе «Млечный путь» казался всем обычной встречей старых друзей. Никто особенно не заострил внимания на ссоре: подрались, повздорили - всякое бывает. Однако спустя несколько месяцев всё изменилось. Один за другим участники той встречи начали получать повестки - их вызывали в полицию.
- Инициатором оказался тот самый Демьян - парень Кристины, который заявил, что его ударили. Причём не просто ударили, а с такой силой, что врачи диагностировали тяжёлую травму головы. По словам Демьяна, ударил его Кирилл - тот, кто разнимал ссору.
- Демьян утверждал, что приехал забрать Кристину, она предложила остаться, но он отказался. Возник спор. Девушка ушла за сумкой, а в этот момент, по его словам, появился Филиппов и молча ударил его в лицо. Никаких объяснений, никакой перепалки - просто удар из ниоткуда.
Демьян требовал не только уголовного наказания для Кирилла, но и компенсации - 4 тысячи рублей за лечение и ещё миллион за моральный ущерб. Цифры звучали пугающе, да и травма, судя по заключениям, была серьёзной.
Выпускники были в недоумении
Когда стало известно, что Кириллу Филиппову грозит реальный срок, многие, кто присутствовал на той встрече, были в шоке. Большинство вспоминало, что Демьян уехал своим ходом, выглядел целым и невредимым, никаких признаков травм на нём никто не заметил.
В соцсетях вспыхнули обсуждения. Люди пытались понять, как пустяковый конфликт на фоне алкоголя превратился в дело по тяжкой статье?
Кристина, ради которой всё и началось, заняла жёсткую позицию: да, она была пьяна, да, между ними с Демьяном вспыхнула ссора, но падение, мол, случилось по её вине - запнулась, оступилась, сама виновата. А вот удар, якобы нанесённый Кириллом, был, по её словам, настолько сильным, что и вызвал серьёзные повреждения у её молодого человека. Она подчёркивала, что даже если кто-то и хотел за неё заступиться, делать это надо было не так.
Эта позиция многих удивила, ведь на самой встрече Кристина не говорила ни слова о том, что Демьян серьёзно пострадал. Более того, по воспоминаниям очевидцев, ссора закончилась быстро, обошлось без истерик и скорой помощи.
«Следователь подгоняла показания под нужный результат»
Сам Кирилл Филиппов с первого дня уверенно заявлял, что удара не было. Да, он подошёл, да, вмешался - но лишь для того, чтобы поднять девушку с земли. Демьяна, по его словам, он даже не тронул намеренно - максимум, выставил руку, чтобы тот не мешал поднять Кристину. Всё, что произошло дальше - не более чем недоразумение.
Однако следствие, по словам Филиппова и его адвоката, будто с самого начала шло по намеченному сценарию. Адвокат Дмитрий Смышляев утверждает, что следователь вела себя предвзято: переписывала формулировки, уговаривала свидетелей подписывать уже готовые тексты показаний, а порой и вовсе подделывала подписи. Смыcляев ссылается не только на слова свидетелей, но и на результаты независимой экспертизы.
Егор Козловский, один из участников вечеринки, вспоминает, как его, по сути, вынуждали признать вину Филиппова:
«Я объясняю, как всё было на самом деле: никто никого не бил, максимум — оттолкнули. А мне говорят: "пиши — удар в лицо". Я отказываюсь подписывать. Они настаивают: "ты не понимаешь, дело серьёзное". Но я понимаю только одно — лгать не собираюсь».
Такие показания - не единичный случай. Несколько свидетелей утверждают, что их слова в протоколах были искажены. Кто-то категорически отказался ставить подпись, кого-то уговорили.
А был ли перелом?
Главный аргумент обвинения - заключение судмедэкспертизы, где значится, что у потерпевшего тяжелая черепно-мозговая травма, переломы челюсти и основания черепа. Но защита Кирилла поднимает вполне логичный вопрос... а действительно ли все эти травмы были?
Адвокат Дмитрий Смышляев начал проверять документы. Он отправил запрос в городскую клиническую больницу №34, куда, по версии следствия, Демьян поступил с серьёзными повреждениями. В официальном ответе, полученном от медучреждения, значилось, что у указанного пациента перелома основания черепа не зафиксировано.
Далее - больше. Смышляев обратился в НИИТО (Новосибирский институт травматологии и ортопедии), куда Демьян, судя по материалам дела, якобы направлял результаты КТ. В институте, проанализировав полученные данные, также не обнаружили признаков тяжёлых переломов.
Выходит, что единственный источник, на котором строится обвинение - это предварительный диагноз, поставленный в ночной суете, да ещё и по словам самого потерпевшего. Причём на ту же экспертизу он передавал снимки лично, без контроля со стороны органов. А ведь Демьян, как выяснилось, сам работает в медицине (в центре имплантологии), и прекрасно понимает, как выглядят документы и как ими можно манипулировать.
Тем не менее, несмотря на все доводы защиты, суд остался на стороне обвинения.
2,5 года колонии и полмиллиона компенсации
Несмотря на разногласия в показаниях, отсутствие единогласных подтверждений диагноза и заявление о возможной фальсификации следственных материалов, приговор оказался суровым. Государственный обвинитель настаивал на 4,5 годах лишения свободы в колонии строгого режима и компенсации в полмиллиона рублей.
- Суд посчитал, что в деле достаточно оснований, чтобы признать Кирилла Филиппова виновным. Молодому человеку назначили наказание - 2 года и 6 месяцев колонии общего режима. Кроме того, он обязан выплатить пострадавшему Демьяну 500 тысяч рублей морального вреда.
- Филиппов вину не признал. Он уверен, что всё дело - не что иное, как способ выбить с него деньги, а сам конфликт давно бы забылся, если бы не попытка «нагреться» на травме, которую, возможно, даже не было. Его адвокат планирует обжаловать приговор.
Тем временем, в соцсетях и среди знакомых участников той самой встречи продолжаются споры. Многие до сих пор не верят, что история с простым «оттолкнул» могла обернуться тюремным сроком. Особенно если учесть, что доказательства оказались далеко не безупречными.