Найти в Дзене

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАЦПАРКА «НИЖЕГОРОДСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ» ИМ.В.А.ЛЕБЕДЕВА - хохлатая синица и пёстрый дятел

ХОХЛАТАЯ СИНИЦА И МАЛЫЙ ПЕСТРЫЙ ДЯТЕЛ Эти две птички как-то затерялись за спинами своих более крупных и более известных родственников: хохлатая синица – за спиной большой синицы, а МПД – естественно, за фигурами прочих пестрых дятлов. Последних у нас аж целых 5 – большой пестрый (БПД), средний пестрый (СПД), сирийский, белоспинный и вот он, наш герой – МПД. Самый малюхонький, чуть крупнее воробья, но помельче скворца. Вначале – о хохлаточке. Вроде и нередка она у нас, никогда в Красных книгах не бывала, а вот народ её мало знает – редко мозолит наши глаза. Впрочем, следует оговориться: это раньше её всюду встречали в сосняках. А сейчас отмечается падение численности. Так, что даже вот занесли в Красную книгу Москвы. Кстати, и на кормушках зимой увидеть этот вид сложно: то ли в силу редкости, то ли в силу осторожности. Второе название – гренадерка. Тут нужен исторический экскурс: гренадеры, элитные пехотинцы XVII-XVIII веков носили головные конические уборы, и вот кому-то из орнитологов
Фото - Всеволод Захаров. Хохлатая синица.
Фото - Всеволод Захаров. Хохлатая синица.

ХОХЛАТАЯ СИНИЦА И МАЛЫЙ ПЕСТРЫЙ ДЯТЕЛ

Эти две птички как-то затерялись за спинами своих более крупных и более известных родственников: хохлатая синица – за спиной большой синицы, а МПД – естественно, за фигурами прочих пестрых дятлов. Последних у нас аж целых 5 – большой пестрый (БПД), средний пестрый (СПД), сирийский, белоспинный и вот он, наш герой – МПД. Самый малюхонький, чуть крупнее воробья, но помельче скворца.

Вначале – о хохлаточке. Вроде и нередка она у нас, никогда в Красных книгах не бывала, а вот народ её мало знает – редко мозолит наши глаза. Впрочем, следует оговориться: это раньше её всюду встречали в сосняках. А сейчас отмечается падение численности. Так, что даже вот занесли в Красную книгу Москвы. Кстати, и на кормушках зимой увидеть этот вид сложно: то ли в силу редкости, то ли в силу осторожности.

Второе название – гренадерка. Тут нужен исторический экскурс: гренадеры, элитные пехотинцы XVII-XVIII веков носили головные конические уборы, и вот кому-то из орнитологов показалось известное сходство их с задорным хохолком синицы.

Птиц очень красивый, верткий, шустрый, кормится обычно на самых кончиках сосновых ветвей, чаще парами, иногда - небольшими стайками, да еще и в содружестве с гаичками и корольками. Визитной карточкой это мелкой синички служит, собственно, хохолок. У самцов он более выражен и окрашен в черно-белые пестрины, у самочек – более бурый.

Песенка хохлатой синицы довольно разнообразна. Тут и трельки, и сигналы типа «цилицилицили», но всегда поет она неохотно, чаще молчком обследует сосняк.

Фото - Всеволод Захаров. Малый пёстрый дятел.
Фото - Всеволод Захаров. Малый пёстрый дятел.

Малый пестрый дятелок имеет забавно вздернутый клюв. Таким клювом особо не подолбишь, и потому МПД выбирает обычно трухлявые, мягкие стволы. Саму птицу легко идентифицировать по размеру. Умеет он и барабанные трели на сухом дереве производить, как старший собрат – БПД, только дробь эта тихая, ровная и более длинная, да еще и более часто повторяемая. Если на кормушках подвешивать несоленое сало, то, возможно, вам повезет и этот лесной гость посетит вас со своим визитом. Впрочем, к салу он более равнодушен, чем его более крупные собратья. Да и осторожность ему присуща тоже – все-таки малыша многие могут обидеть. Наблюдал как-то раз, как неосторожного МПД сцапал ястреб-перепелятник.

Обычно МПД сопровождает свита – куча мелких синичек. Может в эту компанию затесаться и поползень. Насчет корма: самое лучшее и для синиц, и для дятлов – несоленые и нежареные подсолнечные семечки. Про сало уже сказано: его, кстати, лучше не подвешивать, а закреплять, например, проволокой или, многократно, бечевкой к стволам и крупным веткам.

Автор текста: С. Шустов
Автор фото: В. Захаров

Птицы
1138 интересуются