Найти в Дзене
Радио Стриж

Почему подростки воруют в магазинах?

Магазинные кражи перестали быть одиночной глупостью, когда тебя берут «на слабо». Теперь на их основе собираются сообщества, которые обрастают правилами, жаргоном и своей логикой успеха. Подростки и молодые люди объединяются в чаты шоплифтеров, снимают видео, выкладывают трофеи, обсуждают охрану и камеры. Кража начинает работать как игра с очками, а не как риск. Сюжет об этом смотрите в нашем эфире во ВКонтакте или на Ютубе. При этом в большинстве случаев эти люди не гонимы голодом. Они ищут новых эмоций и острых ощущений. В таких сообществах формируется своя культура, а воруют то, что дорого, компактно и легко перепродать: бритвенные кассеты, сыр, масло, красную рыбу, энергетики, алкоголь, детские смеси. Почему подростки попадают в такие сообщества, «Стрижу» рассказала психолог Александра Ушакова. «Первое — подростковый бунт, желание подростка идти против норм, правил, тестировать их границы. Второй момент — очень много внутренней энергии, которую некуда девать и не всегда она идёт в

Магазинные кражи перестали быть одиночной глупостью, когда тебя берут «на слабо». Теперь на их основе собираются сообщества, которые обрастают правилами, жаргоном и своей логикой успеха. Подростки и молодые люди объединяются в чаты шоплифтеров, снимают видео, выкладывают трофеи, обсуждают охрану и камеры. Кража начинает работать как игра с очками, а не как риск. Сюжет об этом смотрите в нашем эфире во ВКонтакте или на Ютубе.

При этом в большинстве случаев эти люди не гонимы голодом. Они ищут новых эмоций и острых ощущений. В таких сообществах формируется своя культура, а воруют то, что дорого, компактно и легко перепродать: бритвенные кассеты, сыр, масло, красную рыбу, энергетики, алкоголь, детские смеси.

Почему подростки попадают в такие сообщества, «Стрижу» рассказала психолог Александра Ушакова.

«Первое — подростковый бунт, желание подростка идти против норм, правил, тестировать их границы. Второй момент — очень много внутренней энергии, которую некуда девать и не всегда она идёт в позитивное русло. Третий немаловажный момент — задача этой стадии детского развития найти своё место в мире, самоутвердиться, найти себя, своё место в социальной группе. И не всегда эта группа не криминогенная, есть риск попасть в такую структурированную группировку», — рассказывает психолог.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Иногда в работе с такими подростками выясняется, что ребенок пытается привлечь внимание своих же родителей. Например, они разводятся, ребёнок понимает, что он должен привлечь к себе внимание — якобы он сможет удержать этот брак, — и он совершает какое-то преступление, чтобы родители сплотились вокруг решения этой проблемы.

Любая криминогенная группа имеет чёткую структуру. Иногда ребёнок поначалу преследует свои личные цели. Но он уже попал в группировку и часто выйти из этой структуры либо сложно или даже почти невозможно. И он начинает выполнять в ней какую-то роль, предупреждает психолог.

Что же в этой ситуации делать родителям? Иногда ребёнок идёт на воровство и риск из-за скуки: тут достаточно будет честного неагрессивного разговора с родителями. Но когда это деструктивное поведение, то проблема гораздо глубже. И тут важно не объяснить ребёнку, что «воровать плохо» — это не подействует, — проблема глубже, он может быть чем-то неудовлетворен в своей жизни, это могут быть проблемы в семье, буллинг, отсутствие друзей.

«Причина ещё может быть в клептомании, когда это психологическое расстройство. Ребёнок абсолютно удовлетворен своей жизнью, но не может противостоять этой потребности. И тогда работа идёт со специалистом», — говорит Александра Ушакова.