Найти в Дзене
ВФокусе Mail

Прогнозы экспертов: что будет с Кубой, Колумбией, Мексикой, которым угрожает Трамп

За вторую каденцию президент США Дональд Трамп хочет успеть сделать очень многое. Буквально – на карту поставлено все, «нобелевская честь» американского лидера, министерство войны, подготовка к крупным военным конфликтам и обезглавливание сопротивляющихся латиноамериканских режимов, до которых Америка не могла добраться десятилетиями. Ускорение связано не только с амбициями Трампа, но и борьбой проектов внутри американской элиты. И от того, насколько успешно команда президента завоюет мир за оставшиеся три года, будет зависеть будущее этой страны и дальнейший курс Вашингтона. Весь прошлый год президент США развязывал экономические войны, шокируя Европу и Китай. За этой ширмой шла подготовка к действиям 2026 года. Что стоит за черным рейдерством Вашингтона в Венесуэле и каковы экономические цели нового крестового похода США в Латинской Америке? Сразу после событий в Венесуэле Дональд Трамп и госсекретарь Марко Рубио, этнический кубинец, публично провозгласили Гавану следующей приоритетн
Оглавление

Экономические цели Вашингтона в ЛА

За вторую каденцию президент США Дональд Трамп хочет успеть сделать очень многое. Буквально – на карту поставлено все, «нобелевская честь» американского лидера, министерство войны, подготовка к крупным военным конфликтам и обезглавливание сопротивляющихся латиноамериканских режимов, до которых Америка не могла добраться десятилетиями.

Ускорение связано не только с амбициями Трампа, но и борьбой проектов внутри американской элиты. И от того, насколько успешно команда президента завоюет мир за оставшиеся три года, будет зависеть будущее этой страны и дальнейший курс Вашингтона.

Весь прошлый год президент США развязывал экономические войны, шокируя Европу и Китай. За этой ширмой шла подготовка к действиям 2026 года. Что стоит за черным рейдерством Вашингтона в Венесуэле и каковы экономические цели нового крестового похода США в Латинской Америке?

Ресурсы захваченной Венесуэлы

  • Население: ~28,4 млн чел.
  • Площадь: 916 тыс. км²
  • ВВП/душу: ~15–16 тыс. $ (2014), затем резкое падение из-за гиперинфляции
  • Нефть: 1-е место в мире по запасам (~300 млрд барр.)
  • Газ: 9-е место глобально (~5,5 трлн м³, 70% запасов Юж. Америки)
  • Руды/металлы: золото, бокситы, железо, никель, медь, редкоземельные
  • Уголь, ГЭС, лес/вода Амазонии
  • Лидер ЛА по золоту, железу, бокситам
  • Потенциал «зелёных» металлов (Cu, Ni для батарей/ВИЭ), но освоение ограничено
  • Ключевые партнеры: Китай: до 70% экспорта (2023); кредиты/инвестиции; Россия: энергетика, добыча, транспорт, безопасность (соглашения 2025); США: лицензии Chevron.

Ресурсы Кубы и политанализ

   Мигель Диас-Канель
Мигель Диас-Канель
  • Население: 11,1 млн человек (2023)
  • Территория: 109 884 км²
  • ВВП/душу: 9 500 долларов США (2023 год)
  • Бесплатное образование: от дошкольного до высшего
  • Бесплатная медицина – высокая плотность врачей (8,4 на 1000 жителей)
  • Продовольственная система – нормированное распределение базовых продуктов
  • Социальное жилье – государственные программы строительства и распределения
  • Пенсионное обеспечение – всеобщая пенсионная система
  • Никель – 4-е место в мире по запасам (6,9 млн тонн)
  • Кобальт – значительные запасы, связанные с никелевыми месторождениями
  • Медь, железная руда, хром, марганец – месторождения средней величины
  • Нефть и газ – разведанные запасы около 124 млн тонн нефти и 70 млрд м³ газа
  • Сахарный тростник – основной сельскохозяйственный ресурс
  • Табак – высококачественные сорта для производства сигар
  • Биофармацевтика – развитая отрасль с собственными вакцинами и лекарствами: 49 научно-исследовательских центров, экспорт медицинских препаратов в 50+ стран
  • Расположение в Карибском море у входа в Мексиканский залив позволяет контролировать ключевые морские пути между Северной и Южной Америкой
  • Близость к США (145 км до Флориды) и Панамскому каналу
  • Контракты: Китай – инвестиции в инфраструктуру, энергетику, телекоммуникации; Россия – сотрудничество в энергетике, фармацевтике, военной сфере; Канада и ЕС – торговые отношения, туризм

Сразу после событий в Венесуэле Дональд Трамп и госсекретарь Марко Рубио, этнический кубинец, публично провозгласили Гавану следующей приоритетной целью, обвинив в «антиамериканском социализме» и сотрудничестве с Китаем.

Тем временем британские и американские СМИ жадно отсчитывают дни до того момента, когда на Кубе закончится нефть. В конце января во время визита в Айову Дональд Трамп подвел черту: «Куба — страна на грани краха. Они получали деньги и нефть из Венесуэлы — теперь это заканчивается».

При проведении подобного рода операций есть риск, что неожиданно что-то пойдет не так и за это придется расплачиваться войной, полагает доктор политических наук, профессор МГУ, декан АПН Alter Андрей Манойло.

Если Трампу повезло с Венесуэлой, то это совершенно не означает, что такой же сценарий повторится где-нибудь в другой стране.Андрей Манойло

«Если глава США введет проведение подобного рода военных операций или, как он их называет, полицейских операций в систему и начнет таким образом «насекомить» все страны Латинской Америки подряд, то где-нибудь обязательно оступится. И тогда на него набросятся его враги как по демократической, так и по республиканской партиям», — считает доктор политических наук Андрей Манойло, добавляя к этому критический внутренний фактор — смену поколений в кубинской элите и обществе.

Он отмечает, что дети революционеров превратились в партийную номенклатуру позднего Советского Союза. Они очень прагматичные, расчетливые, меркантильные. И ровно такие же настроения бродят среди молодежи, которая мечтает, когда же наконец придут “янки-капиталисты”, которые вернут на Кубу свободный рынок.

Поколенческая смена была заметна на острове еще в конце нулевых, в начале 2010-х годов, когда молодежь уже была далека от идеалов революции, очень коммерциализирована и заражена культурой безграничного американского потребления и индивидуализма.

Экономика острова, лишенная венесуэльской нефти, находится на грани коллапса, что создает питательную среду для брожения и выражения недовольства. Поэтому, если Трамп решится на операцию против Кубы, у него может найтись «довольно приличная социальная база поддержки внутри страны», считает эксперт.

Главная проблема там не в собственных деньгах, а в том, что элиты Кубы, как и Венесуэлы, достаточно маргинализованы в мировом политическом пространстве, обложены разнообразными санкциями и их дальнейшие перспективы весьма неясны. Речь даже не столько о подкупе, сколько о механизме их включения на каком-то легальном статусе в контролируемый американцами западный мир. Вот это может быть интересно для некоторых людей.Юрий Черняев

Как отмечает ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Андрей Пятаков, десятилетиями экономика острова держалась «практически исключительно» на дешевой венесуэльской нефти в обмен на поставки врачей, учителей и военных специалистов. Разрыв этой связи привел к жесточайшему кризису.

«Китай в настоящее время является одним из главных союзников Кубы. У них идеологическое родство. Китай ни при каких условиях не бросит Кубу, как это произошло после распада Советского Союза, потому что это один из китайских внешнеполитических брендов. Бросить Остров свободы для Пекина означало бы полную потерю имиджа для Китая», — заверил Пятаков.

По его мнению, еще один союзник Кубы, который сейчас находится в нерешительности, — это Мексика. «Сейчас в Мехико ведутся интенсивные дискуссии по поводу того, что нужно выбрать Кубу или Соединенные Штаты», — отметил латиноамериканист.

Ресурсы Мексики и политанализ

   Клаудия Шейнбаум
Клаудия Шейнбаум
  • Население/территория: 130 млн чел., 1,96 млн км²
  • ВВП/душу: ~13 926 долларов США (2023, МВФ)
  • Литий (нац. запасы), Cu, Ag, Zn. Фокус — Сонора (медный пояс)
  • Нефть/газ (Pemex, 1,7 млн б/д)
  • Промышленность: Авто (1-е место в США), электроника, аэрокосмика. Ниаршоринг (+$35 млрд FDI).
  • Горнодобыча: мировой лидер по добыче серебра, входит в топ-10 производителей меди.
  • Мексика является 12-й экономикой мира по паритету покупательной способности и ключевым производственным узлом Западного полушария.
  • Основные торговые контракты и соглашения:• USMCA (T-MEC) — ключевой договор с США и Канадой (с 2020 г., заменяет NAFTA). Обеспечивает 80% экспорта Мексики, объем торговли с США — 800+ млрд долларов в год. CPTPP (Тихоокеанское партнерство) — с 11 странами Азиатско-Тихоокеанского региона (с 2018 г.), включая Японию и Австралию. EU-Mexico — модернизированный договор с ЕС (с 2020 г.), объем торговли ~80 млрд евро/год. • МЕРКОСУР — ассоциация с Бразилией, Аргентиной и др. (торговля ~20 млрд долларов). • Alianza del Pacífico — с Чили, Колумбией и Перу (внутренняя торговля 10+ млрд долларов).

Эти соглашения охватывают 60+ стран и 50% мирового ВВП, делая Мексику 9-м крупнейшим торговцем мира.

Давление США на Мексику закончилось заявлениями Мехико о возможности остановки или значительного сокращения поставок нефти и нефтепродуктов на Кубу. Публично президент Клаудия Шейнбаум и другие официальные лица заявляют, что поставки будут продолжены, но опасения ответных мер со стороны США, включая санкции против нефтяной компании Petróleos Mexicanos (Pemex) или осложнения в переговорах по торговому соглашению USMCA (США — Мексика — Канада), могут оказаться еще одним фактором, который остановит снабжение острова.

Напомним, Дональд Трамп поставил перед Пентагоном задачу уничтожить сухопутный наркотрафик, идущий из Мексики. Это создает предлог для потенциального вмешательства под видом «полицейской операции против преступности». Однако эксперты предупреждают, что Мексика — не Венесуэла, и здесь Вашингтон рискует ввязаться в полномасштабную гибридную войну.

Доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло называет Мексику «высокорискованным активом» для администрации Трампа. Он отмечает, что американские войска столкнутся здесь не с регулярной армией слабого государства, а с могущественными негосударственными акторами.

Федеральное правительство Мексики управляет и гарантирует безопасность столице и ряду районов. Остальная часть страны — более 30 штатов — контролируется наркокартелями. Если Трамп вторгнется в Мексику, ему придется столкнуться не только с армией, но и с военизированными картелями. Каждый из них обладает собственной регулярной, хорошо подготовленной армией, которая знает каждую тропинку.Андрей Манойло

По словам Манойло, мексиканские боевики обучены ведению боевых действий в джунглях и лесистой местности, тогда как американские морпехи к такому ландшафту не адаптированы. Кроме того, мексиканская армия десятилетиями готовится именно к отражению вторжения с севера, рассматривая США как основную военную угрозу.

Он уверен, что повтор венесуэльской операции возможен, но ничего после очередной кражи президент не изменит в стране. А вторжение на территорию картелей Мексики грозит потерями на сложной территории, с риском гуманитарной катастрофой у собственных границ, что может привести Трампа к крупнейшему внешнеполитическому провалу.

Ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Андрей Пятаков напоминает о теневой паралельной экономике Мексики, для которой экономические санкции могут оказаться более болезненными, чем военное вторжение.

«Будучи глубоко интегрированной в североамериканскую цепочку создания стоимости (НАФТА/USMCA), страна сохраняет чудовищное внутреннее неравенство. Проблемой тут является не формальный ВВП, а контроль над территорией. Неформальная экономика, в значительной степени контролируемая наркокартелями, составляет огромный сегмент. Картели диверсифицировали бизнес — от наркоторговли до автоперевозок, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и даже торговли авокадо», — комментирует Пятаков.

«Параллельная экономика» наркокартелей подрывает инвестиционный климат и способствует оттоку капитала. При этом формальная экономика критически зависит от США: на них приходится около 80% мексиканского экспорта и основной поток денежных переводов от мигрантов (рекордные ~$65 млрд в 2023 году). Экономическое давление в виде тарифов или заморозки счетов может быть для Мексики даже болезненнее прямого военного вмешательства, так как мгновенно ударит по десяткам миллионов граждан и легитимности федерального правительства.Андрей Пятаков

Колумбия

  • Население: ~54 млн чел.
  • Площадь: 1,14 млн км²​
  • ВВП/душу: ~7,6 тыс. $ (2025)​
  • Нефть: запасы ~2 млрд барр. (2024)
  • Газ: значительные запасы, производство ~12–13 млрд м³/год
  • Уголь: крупнейшие запасы в ЛА (~5 трлн т), 1-е в Юж. Америке; экспорт 75 млн т/год (20% экспорта, $5,5 млрд), лидер экспорта в мир (4-е место); Cerrejón — один из крупнейших карьеров
  • Руды/металлы: золото, никель (Cerro Matoso — 2-е место в мире по ферроникелю), медь, железо, платина, серебро; № 1 в мире по изумрудам (50–95% мировой добычи)​
  • ГЭС: 2-е место в ЛА по потенциалу
  • Ключевые партнеры: США: 38–40% экспорта (нефть, цветы); Китай: BRI (2025, инфраструктура, энергетика, MoU по торговле/регулированию); другие: Индия, ЕС (уголь), Панама; Россия: возобновление межправкомиссии (2025, дипломатия)

Угрозы Дональда Трампа в адрес главы Колумбии Густаво Петро, которого президент США обвиняет в связях с наркоторговцами, вывели страну в авангард нового витка противостояния. Однако за демонстративной простотой возможного силового сценария скрываются риски, способные перечеркнуть тактический успех и спровоцировать долгосрочный кризис в самом сердце Южной Америки.

Доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло признает, что с технической точки зрения Колумбия может стать для Вашингтона самой легкой добычей в регионе из-за глубокой интеграции колумбийских силовых структур с американскими кураторами.

Армия Колумбии сплошь укомплектована офицерами, которые проходили обучение и воспитывались в американских военных академиях. Закончив их, они, вернувшись на службу, так и остались на связи со своими американскими кураторами. Поэтому стоит только Трампу дать отмашку, и с президентом вполне может произойти что-то нехорошее. Если у Трампа есть личная обида по отношению к Петро, который отказался поддерживать операцию в Венесуэле, то у него есть возможность, потратив полчаса, образцово, показательно, публично этого самого колумбийского президента наказать. И никто за него не заступится.

Колумбийская экономика традиционно зависит от экспорта сырья: нефти, угля, кофе. Эта модель делает ее уязвимой к колебаниям мировых цен и геополитическим потрясениям. При этом, как указывает Андрей Пятаков, несмотря на левую риторику президента Густаво Петро, в стране сохраняются семь американских военных баз.

Попытки Петро провести прогрессивные налоговые и аграрные реформы встречают сопротивление традиционных элит, связанных с сырьевым сектором. Это создает хроническую политическую нестабильность, отпугивающую инвестиции. В случае эскалации конфликта с США Колумбия может столкнуться с резким оттоком капитала, замораживанием активов элит за рубежом и коллапсом ключевых экспортных отраслей, что приведет к стремительному обнищанию населения и росту социального напряжения.

Пятаков охарактеризовал позиции президента Колумбии Густаво Петро как «очень шаткие». По его словам, у него нет реальной поддержки в вооруженных силах, которые де-факто находятся с ним в противостоянии. К примеру, отставные военные проводят «митинги устрашения».

«Против него может быть развернут сценарий государственного переворота», — не стал исключать политолог. Он добавил, что двойственная политика Петро, не закрывшего американские военные базы в стране, может привести к тому, что Колумбия примкнет к общерегиональному правому повороту после выборов 2027 года.

Никарагуа

   Хосе Даниэль Ортега Сааведра
Хосе Даниэль Ортега Сааведра
  • Население: ~7,1 млн чел.
  • Площадь: 130 тыс. км²
  • ВВП/душу: ~2,4 тыс. $ (2025)​
  • Нефть: нет значимых запасов
  • Руды/металлы: золото (~1 млн унций запасов), серебро, цинк, медь, железо, свинец, гипс; активная добыча золота
  • ГЭС, леса, сельхозземли (кофе, табак); изумруды, биоразнообразие
  • Лидер ЦА по территории и озерам; экспорт золота, сельхозпродуктов
  • Ключевые партнеры: США: 53% экспорта (одежда, кофе, табак); Китай: FTA (2024), инфраструктура, военное оборудование (2025); Россия: военное сотрудничество, торговля

В то время как публичные угрозы Трампа сосредоточены на Мексике и Кубе, Никарагуа остается «тихой» целью в его латиноамериканской стратегии. Несмотря на отсутствие громких заявлений, это государство представляет для Вашингтона особый интерес, вызывая повышенное раздражение у американских элит. Причиной тому его тесный стратегический альянс с Россией и роль оплота «левого пояса» в Центральной Америке.

Доктор политических наук Андрей Манойло отмечает, что хотя президент Даниэль Ортега формально передал бразды правления своей жене, вице-президенту Росарио Мурильо, режим сохраняет внешнюю монолитность. Однако его стабильность подвергается тем же внутренним вызовам, что и кубинская модель.

Революционеры, которые боролись за свободу, команданты Даниэля Ортеги и его соратники, если еще живы, но уже очень старые. Реальная власть постепенно переходит от отцов к детям, а у детей психология уже совершенно иная. Они мыслят не столько революционными, сколько коммерческими категориями.

Эта поколенческая трансформация элиты совпадает с ухудшением экономической ситуации, что создает почву для внутренней нестабильности. Манойло напоминает, что попытки сокращения социальных пособий уже приводили в стране к протестам и столкновениям. Как отмечает Пятаков, режим Ортеги сделал ставку на стратегическое партнерство с Россией и Китаем, пытаясь заместить ушедшие западные источники финансирования. Однако масштабы этой помощи несопоставимы с потребностями. Низкий уровень диверсификации, зависимость от сельского хозяйства (кофе, табак) и слабость институтов делают Никарагуа крайне чувствительной к любому внешнему шоку.

Главной же причиной, по которой Никарагуа может оказаться в прицеле Вашингтона, Андрей Манойло считает стратегическое партнерство с Россией.

«В Манагуа находится крупнейший российский хаб, там представительство всех наших федеральных органов исполнительной власти. Это серьезная наша опорная точка в Центральной Америке. И понятное дело, что американцев это не может не беспокоить», — заключил эксперт.