В первом номере журнала "Системы безопасности" за 2025 г. было опубликовано интервью с членом секции по законодательному регулированию вопросов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Максимом Витальевичем Лаврухиным "Защита объектов ТЭК – сложная и многогранная задача".
Олег Филлипов
Руководитель учебного центра ООО "БКОНСАЛТ"
Сложно не согласиться с Максимом Витальевичем в отношении цели обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК – это устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Для достижения указанных целей необходимо решить множество задач.
На основании многолетнего опыта оказания услуг субъектам ТЭК в области категорирования, оценки систем физической защиты и подготовки специалистов по безопасности и антитеррористической защищенности хотелось бы высказать свое мнение.
На практике конечной целью для субъектов ТЭК зачастую становится согласование паспорта безопасности с антитеррористической комиссией, а не обеспечение реальной устойчивости и безопасности функционирования.
Это подтверждается содержанием рекламы услуг специализированных организаций и технических заданий на проведение работ по категорированию и оценке систем физической защиты.
Поскольку цели, декларируемые федеральным законодательством, и практические цели субъектов ТЭК не совпадают, задачи для их достижения также не могут быть идентичными. Для получения подписи в паспорте безопасности субъекты ТЭК вынуждены выполнять все требования представителей Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Хотелось бы также поделиться мнением о проблемах, с которыми, на наш взгляд, сталкиваются субъекты ТЭК при решении задач, направленных на достижение целей, установленных Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Процедура проведения работ по категорированию и обследованию объектов должна быть явным образом основана на методологии управления рисками, что должно найти отражение в соответствующих нормативных актах.
1. Терминологическая неопределенность
Обсуждение различных аспектов и проблем антитеррористической деятельности предполагает, что участники дискуссии оперируют одинаковыми понятиями. Используемые термины должны быть предельно точными, однозначно трактоваться и адекватно соответствовать обозначаемым явлениям. В противном случае невозможно достичь взаимопонимания и выработать эффективные алгоритмы противодействия терроризму.
К сожалению, нормативные правовые акты, а также методические рекомендации Минэнерго России содержат формулировки, допускающие неоднозначное толкование, например "актуальные угрозы", "актуальные террористические угрозы" (письмо от 24.12.2024 АБ-21905/04), "потенциальные угрозы", "базовая угроза" (постановление Правительства РФ от 2 октября 2013 г. № 861).
2. Несовершенство нормативного правового регулирования
Своевременность и качество выполнения задач по обеспечению антитеррористической защищенности объектов ТЭК напрямую зависят от состояния нормативной базы. Речь идет о своевременности принятия на федеральном уровне решений в рамках полномочий, определенных Федеральным законом № 256-ФЗ, и их оформлении в виде нормативных правовых актов. На правительственном уровне решения нередко принимаются в течение длительного времени, что подтверждается значительными временными промежутками между внесением изменений в Федеральный закон № 256-ФЗ и выходом соответствующих постановлений Правительства РФ.
3. Проблемы информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения
Ключевым аспектом здесь является методология решения вопросов безопасности ТЭК – наличие четких правил, алгоритмов и процедур. Эффективное противодействие угрозам, реализующимся в виде редких событий со значительными последствиями, должно основываться на теории рисков.
Управление рисками – это процесс снижения вероятности наступления негативных событий и/или их последствий путем реализации мероприятий с обоснованными затратами.
Необходимость применения данного подхода при обеспечении антитеррористической защищенности объектов ТЭК особенно очевидна в условиях рыночной экономики. Процедура проведения работ по категорированию и обследованию объектов должна быть явным образом основана на методологии управления рисками, что должно найти отражение в соответствующих нормативных актах.
Ощущается также острая нехватка общеметодологической литературы по анализу и управлению рисками при обеспечении безопасности объектов ТЭК.
На практике конечной целью для субъектов ТЭК зачастую становится согласование паспорта безопасности с антитеррористической комиссией, а не обеспечение реальной устойчивости и безопасности функционирования.
4. Дефицит квалифицированных специалистов
Управление рисками объективно необходимо для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Для оценки рисков актов незаконного вмешательства применяются качественные методы, основанные на экспертных оценках. Лица, проводящие такую оценку, должны обладать высокой квалификацией и широким кругозором. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют формализованные критерии отбора экспертов (в том числе членов комиссий по категорированию и обследованию объектов). Это зачастую приводит к тому, что решения о необходимом уровне безопасности принимаются не на основе компетентностного подхода, а под влиянием административного ресурса.
Иллюстрация к статье сгенерирована @gigachat_bot