В конце 2025 года ушел из жизни один из самых выдающихся и смелых архитекторов современности – Фрэнк Гери. Его наследие, созданное за 60 лет творчества – свыше 100 культовых объектов по всему миру, выполненных в новаторском стиле деконструктивизма.
В 1989 году мастер стал лауреатом престижной Притцкеровской премии – архитектурного аналога Нобелевской. Какую роль в его проектах играли металлоконструкции и как он превращал их в мощный инструмент архитектурной выразительности – посмотрим на примерах нескольких его работ.
Концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес, США (1987-2003)
Автор фото: Jon Sullivan, Public domain, via Wikimedia Commons
Композиция здания состоит из автономных плавно изогнутых объемов, объединенных одним материалом – листами нержавеющей стали, которые блестят и переливаются на солнце, подчеркивая легкость, динамичность и импровизационный характер формы здания. В этом строении главное – пространственная игра плоскостей металла, соединенных между собой с идеальной точностью.
Автор фото: Daniel Hartwig from San Mateo, CA, USA, CC BY 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/2.0>, via Wikimedia Commons
Необычен не только внешний облик здания, но и интерьер концертного зала, в первую очередь – форма органа, состоящего из пучков труб, установленных под разными углами. Такое нетрадиционное решение ни в коей мере не вредит функционалу: высокое качество акустики зала общепризнано.
Скульптура барселонской рыбы, Каталония, Испания, 1992
Автор фото: Ad Meskens / Wikimedia Commons
Полупрозрачная ленточная металлоконструкция на симметричной несущей структуре из стальных двутавров и швеллеров, с покрытием из стальной сетки. Этот монументальный арт-объект высотой 35 и длиной 56 метров создан в рамках строительства инфраструктуры летних Олимпийских игр 1992 года в Барселоне и установлен напротив Олимпийского порта. При его создании архитектор использовал программное обеспечение трехмерного аэронавигационного проектирования, разработанное для французской аэрокосмической промышленности.
Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания (1991—1997)
Автор фото: Фотография сделана пользователем MykReeve . , CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons
Лейтмотив плавных очертаний и подвижности рыбы, по собственному признанию архитектора, присутствует в целом ряде его работ, включая и этот масштабный проект, принесший архитектору мировую славу. Музей Гуггенхайма в Бильбао стал частью амбициозного плана по превращению депрессивного промышленного города в международный центр культуры и финансов, известного как «эффект Бильбао». Здание музея с мягкими текучими контурами состоит из множества объемов контрастных геометрических форм, сгруппированных в единое целое вокруг монументального центрального атриума высотой 55 м.
Автор фото: Xosema, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Фасады здания выполнены из титановых листов общей площадью 24 000 м², причем башни облицованы только с внешних сторон, обнажая металлический каркас из сварных двутавровых балок внутри.
Небоскреб Beekman Tower, 8 Спрус-стрит, Нью-Йорк, США (2006 – 2011)
Автор фото: Paul Sableman, CC BY 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/2.0>, via Wikimedia Commons https://www.flickr.com/people/53301297@N00
76-этажное здание высотой 265 метров, на первых пяти этажах которого расположена начальная школа, а выше - элитные квартиры разного формата: от студий до многокомнатных апартаментов. Фасад небоскрёба облицован более чем 10 000 панелями из нержавеющей стали различной формы, расположение которых создает эффект драпированной ткани и иллюзию подвижности и воздушности.
Автор фото: Matt Walter from Durham, NC USA, USA, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons
При этом складки «драпировки» имеют функциональное назначение, создавая пространство для эркеров внутри апартаментов. В течение дня в зависимости от освещения меняется цветовое восприятие металлических фасадов здания: от светло-розовых оттенков при утреннем солнечном свете до насыщенных коричневых тонов на закате.
Отель Marqués de Riscal, Эльсьего, Испания, 2006
Автор фото: Juan E. M., CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Отель входит в комплекс Ciudad del Vino — «Город вина» и носит имя старинной винодельни, на базе которой и организована эта туристическая локация, знакомящая гостей с историей испанского виноделия. Здание возвышается над виноградниками, напоминая по форме и очертаниям виноградные лозы с их извилистыми ветвями. Причудливая конструкция состоит из призматических блоков, облицованных тонкими стальными листами. Металлические балки, скрытые за извилистыми стенами, поддерживают плиты перекрытий. Здание украшает волнистая крыша сложной пространственной формы, выполненная из разноцветных листов титана, причем цветовое решение несет смысловую нагрузку: пурпурный и розовый символизируют оттенки вина, золотистый – сетку, в которую упаковывают бутылки, а серебристый – их этикетки.
Автор фото: Nicola, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Как мы видим на эти примерах, металл в работах Фрэнка Гери – это не только , а порой и не столько конструкционный материал, сколько средство художественного высказывания. Главным достижением архитектора в части конструктивных основ формообразования стал прием свободного использования металлокаркаса. Спектр материалов, которые он применял, весьма широк – от утилитарных двутавровой балки и сетки-рабицы до специальных титановых сплавов с уникальными оптическими свойствами.
Но любой металл для Гери –это прежде всего способ передачи взаимодействия формы и пространства, в основе которого – динамика и завораживающая пластика. Форма в архитектуре этого мастера – не следствие, а активное действие, и это, пожалуй, главная черта его уникального творческого метода, продолжающего вызывать споры и притягивать внимание.