В четверг я принял твердое решение: еду на службу в Приморско-Ахтарск. Давно не виделись с отцом Георгием, накопились мысли, которые нужно было обсудить лично.
Посоветовался с женой и решил ехать на попутке через BlaBlaCar — так выгоднее, чем гонять свою машину. Предложил поехать со мной брату. Его зовут Эдик, и он уже несколько раз говорил, что хочет поговорить с батюшкой, хотя сам не крещен в Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Дорога и споры о важном
Вечер пятницы стал отличным прологом к поездке. Мы встретились с другом и чудесно провели время: пели, мне даже удалось поиграть на гуслях. В общем, посидели очень душевно.
Суббота, 11 утра. Мы ждем машину и вспоминаем наш вчерашний яркий и долгий спор. Говорили о вере, о современной и несовременной музыке. В такие моменты я понимаю, что мы разные. Но как же важно помнить и ценить прошлое! Не жить в нем, а иметь в голове и душе отдельную «полку», где хранятся знания о событиях, которые ты застал сам, или о которых узнал от предков.
Встреча с отцом Георгием
Примерно в час дня мы прибыли в Приморско-Ахтарск. Первым делом пошли на территорию церкви и почти сразу встретили отца Георгия. Но перед серьезным разговором решили немного выдохнуть: прогулялись до Азовского моря, подурачились, проветрили голову и вернулись.
Отец Георгий пригласил нас к себе в кабинет. Состоялся глубокий разговор, я был искренне рад возможности так поразмышлять.
Затем мы пошли на вечернюю службу. Она длилась с 16:00 до 20:00. Это было время подумать, побыть предельно искренним с самим собой.
Интересное чувство: ты только что поднимал с человеком сложнейшие темы прогрессивного воспитания, философствовал, а сейчас видишь его полностью облаченным священнослужителем.
Свечи, иконы, знаменное (крюковое) пение. Это не концерт, а молитвенное исполнение псалмов и чтение Евангелия.
Ночные разговоры и живая традиция
Ночь, тишина. Наш разговор с братом перетекал из одной темы в другую: сначала ни о чем, потом обсудили день, а в конце, совсем по-детски и по-простому, начали вспоминать страшные истории.
Ночь пролетела быстро. В 8:00 утра началась литургия. Я успел подать записку о здравии.
Сразу после службы дети пошли на занятия — пение, работа с голосом и интонацией. Педагог - Анастасия Михайловна Балаклеец. Кстати, среди детей были и взрослые, желающие подтянуть свои навыки. После занятий была общая трапеза: посидели, пообщались, поделились новостями. И, полные впечатлений, мы с братом отправились обратно в Краснодар.
Взгляд со стороны
Я попросил Эдика написать небольшой текст о нашей поездке, чтобы увидеть происходящее его глазами. Вот что он написал:
«Съездил с братом в Приморско-Ахтарск на службу. Это был мой первый раз в старообрядческой церкви. Я далек от религии, но те эмоции, те ощущения, которые я получил там...Нас накормили, дали теплый ночлег. Просто так. Это поначалу показалось странным, потому что с подобным я не сталкивался в повседневной жизни.Я был на службах, но находился в определенном месте храма (у старообрядцев некрещеному человеку можно стоять только ближе к входу). Ходил по территории, осматривался: теплица, небольшой загон для скота — все так по-родному, мило. Я не чувствовал стеснения, не чувствовал себя "не в своей тарелке", даже если чего-то не понимал.Все, с кем я общался, были открытыми и доброжелательными, несмотря на то, что видели меня впервые. Нас вкусно накормили, и чувствовалось, что еду готовят с любовью — как для себя, для своих детей, для семьи.Я пообщался с батюшкой, хотя не планировал. Диалог прошел спокойно и плавно. Я не пытался подбирать слова, не боялся сказать "не то". Говорил, что чувствую, и получал классную обратную связь. Что-то отозвалось, что-то наоборот. Но впечатления необычные, приятные."Дом" — так я могу назвать эмоции и чувства, которые я испытывал, хоть и видел всё это впервые. Рад, что получилось поехать сюда внезапно, и ни капли не жалею. Наполнен чем-то честным. Чем-то близким».