Найти в Дзене
Музей музыки

130-летие Аркадия Мордвинова

В этом году мир архитектуры отмечает 130-летие выдающегося советского зодчего Аркадия Мордвинова, а значит, самое время обратить внимание на одно из его творений – знаменитый «дом под юбкой» на Тверской, где сегодня находится филиал Музея музыки – мемориальная квартира Александра Борисовича Гольденвейзера. Сын иконописца из-под Нижнего Новгорода, выпускник строительного факультета Бауманки и аспирантуры МАРХИ, Аркадий Григорьевич Мордвинов (настоящая фамилия Мордвишев) начал свою карьеру как архитектор-конструктивист, построив здание Центрального почтамта в Харькове, но вскоре активно включился в реализацию сталинского генплана реконструкции Москвы. За разработку поточно-скоростного метода возведения массивных, нарядных домов в стиле неоклассики архитектор был удостоен Сталинской премии. Мордвиновские дома выросли на Комсомольском и Ленинском проспектах, Фрунзенской и Краснохолмской набережных. По проекту архитектора была возведена последняя сталинская высотка - гостиница «Украи

архитектора дома №17 по ул. Тверской, где расположен дом-музей А.Б. Гольденвейзера

В этом году мир архитектуры отмечает 130-летие выдающегося советского зодчего Аркадия Мордвинова, а значит, самое время обратить внимание на одно из его творений – знаменитый «дом под юбкой» на Тверской, где сегодня находится филиал Музея музыки – мемориальная квартира Александра Борисовича Гольденвейзера.

Сын иконописца из-под Нижнего Новгорода, выпускник строительного факультета Бауманки и аспирантуры МАРХИ, Аркадий Григорьевич Мордвинов (настоящая фамилия Мордвишев) начал свою карьеру как архитектор-конструктивист, построив здание Центрального почтамта в Харькове, но вскоре активно включился в реализацию сталинского генплана реконструкции Москвы. За разработку поточно-скоростного метода возведения массивных, нарядных домов в стиле неоклассики архитектор был удостоен Сталинской премии.

Центральный почтамт в Харькове (1927—1930). Из фондов Музея музыки.
Центральный почтамт в Харькове (1927—1930). Из фондов Музея музыки.

Мордвиновские дома выросли на Комсомольском и Ленинском проспектах, Фрунзенской и Краснохолмской набережных. По проекту архитектора была возведена последняя сталинская высотка - гостиница «Украина» и целый ряд жилых домов на Тверской.

Дом 17 возник на месте снесенного в 1934 году старинного храма Димитрия Солунского. Тремя годами позже ушел под снос и стоявший через улицу Страстной монастырь, а в 1950 году «переехал» с Тверского бульвара на Страстной и обзавелся сквериком бронзовый Пушкин.

Новый дом, украшенный ротондой со скульптурой девушки в развевающемся платье, с серпом и молотом в руке (работа скульптора Георгия Мотовилова), взял на себя роль архитектурной вертикали площади – уже не Страстной, а Пушкинской. Девушка, которую по легенде отождествляли с примой Большого театра Ольгой Лепешинской, простояла на ротонде 18 лет и была демонтирована по ветхости.

Дом был сдан в эксплуатацию в 1940 году и стал заселяться разнообразной советской элитой. В разное время здесь жили авиаконструктор Михаил Гудков и Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Никита Чуваков, актёр Максим Штраух, знаменитый исполнитель роли В.И. Ленина в театре и кино, и балетмейстер Татьяна Устинова. В 1941 году, после 20-летнего обитания в доме 22 в Скатертном переулке, поселился здесь и ректор Московской консерватории, Александр Гольденвейзер.

Квартира Гольденвейзера быстро стала «местом силы».

А.Б. Гольденвейзер в «музыкальной», на Тверской, 17. 1955 г. Из фондов Музея музыки.
А.Б. Гольденвейзер в «музыкальной», на Тверской, 17. 1955 г. Из фондов Музея музыки.

В комнату с эркером, куда легко поместились два рояля «Бехштейн», стала музыкальной гостиной, где проходили знаменитые фортепианные «четверги». Из окон, выходящих на Пушкинскую площадь, был виден памятник поэту, который был для Гольденвейзера настоящим кумиром (достаточно взглянуть на собранную им пушкиниану и учесть, что на пушкинские стихи Гольденвейзер написал оперу и целый ряд песен). Два обитателя дома 17 – скульпторы Сергей Коненков и Сарра Лебедева – создали замечательные портреты музыканта. А вскоре после того, как Александр Борисович передал свою квартиру государству, его сосед по лестничной клетке – писатель Лев Кассиль – присоединил к мемориальной квартире свою жилплощадь. Благодаря слиянию двух квартир появился фортепианный салон, где сейчас продолжается традиция знаменитых музыкальных четвергов у Гольденвейзера, долгое время проводившихся в музыкальной гостиной.