13 августа 2022 года навсегда должно войти в героическую историю Якутии. Восемь добровольцев отряда «Боотур» и десять морпехов вступили в неравный бой с украинскими националистами. В смертельной схватке наши не пропустили превосходящие силы противника в Белгородскую область. Захлебнувшиеся кровью националисты предлагали сдаться, обещали хорошее отношение в плену. В ответ получали лишь автоматные очереди и «жесткий словесный отказ», как записал в боевом журнале командир штурмовой группы Владимир ИСАКОВ с позывным «Сангар». Когда закончились патроны, бойцы вызвали огонь артиллерии на себя, сообщает ТайгаПост.
7 августа 2022 года подразделение российской армии, в которое входили восемь добровольцев якутского отряда «Боотур» и два других бойца «БАРС-2», закрепилось вблизи села Сосновка Харьковской области. Они пришли на подкрепление окопавшимся там восьми морпехам 200-й бригады. Вскоре на них выкатилась диверсионно-разведывательная группа террористического батальона «Кракен». Получив отпор и понеся потери, противник отступил. Наши продолжили укреплять позиции и минировать подходы.
Теперь противник уже не шел внаглую, а накрыл отряд минометами и артиллерией. Над лесополосой зависли вражеские дроны, закидывая наших гранатами. Обстрел велся с шести утра до половины десятого, когда бронегруппа националистов на американской боевой машине пехоты «Брэдли», нескольких БТР и украинских броневиках «Казак» пошла в атаку. На поле запылала первая бронетехника. Ряды наступающих смешались, и остатки откатились назад. Перегруппировавшись и проведя повторную артподготовку, ВСУ предприняли новую попытку ликвидировать российских военнослужащих.
Владимир ИСАКОВ, рассказавший журналистам ТайгаПост об этом бое, сейчас проходит лечение после уже четвертого ранения в зоне СВО. «Сангар» не может вспомнить, сколько бронемашин сожгли наши парни. «Не до подсчетов было. После каждой атаки противник накрывал нас минометами, сбрасывал гранаты с дронов. Били как по нашим позициям, так и по полям вокруг, стараясь их разминировать. И после каждой атаки мы снова выходили в поле, чтобы установить боевые и ложные мины», - рассказывает «Сангар».
При первом же артналете были выведены из строя крупнокалиберные пулеметы. Алексей АНИСИМОВ из Мирного, позывной «Эвенк» и Евгений КИТЧАГАСОВ, «Тяня» из Олекминского района косили врага из уцелевших ручных пулеметов. Шрапнель попала «Эвенку» в голову, «Тяне» перебило ноги многочисленными осколками. Но парни не покинули позиции, продолжая пулеметным огнем прикрывать своих товарищей.
Потом замолкли и их пулеметы: у Китчагасова заклинило затвор, пулей повредило ствол оружия Анисимова. Лишь тогда их перенесли в блиндаж, где оказали первую помощь. Пока парни находились в сознании, они заряжали магазины к автоматам Калашникова и снаряжали гранаты. Поняв, что наскоком пройти наш немногочисленный отряд не смогут, украинцы подтянули свежие силы. Они подошли метров на 50, была отчетливо слышна и польская речь.
Националисты призывали наших сдаться, обещали хорошее отношение в плену. Но никто не дрогнул. Российские военные отвечали автоматными очередями и тем самым «жестким словесным отказом».
Боеприпасы стремительно таяли. Средства вражеской радиоэлектронной борьбы подавили нашу рацию. Уже был убит связист-морпех. Готовясь к третьему за день бою, наши парни договорились: как только дело дойдет до рукопашной, вызвать огонь российской артиллерии на себя. У одного из морпехов был телефон с украинской сим-картой. Но в лесополосе связь не ловила. Пришлось выдвинуться в открытое поле, чтобы передать координаты артиллеристам. А враг пошел со всех сторон – наши поняли, что в окружении…
В нужный момент «заговорили» российские пушки. Снаряды полетели в лесополосу, где из последних сил держалась горстка бойцов, и по прилегающим полям. Оставляя убитых и раненых, украинские военные в панике побежали обратно. Удивительно, но свои снаряды не задели никого из наших бойцов.
Парни не знали, что им на помощь идут бронегруппы. Две пробиться не смогли, а третья дошла глубокой ночью, огнем своих пулеметов и пушек рассеяв четвертую за день атаку националистов. Украинцы кричали: «Вам дан приказ отступать, почему не уходите?!». А наши погрузили раненых Анисимова и Китчагасова и убитого морпеха. Потом заминировали свои позиции и, отойдя, их взорвали. Отряд на броне вышел к своим.
Через месяц в госпитале скончался «Тяня» Евгений КИТЧАГАСОВ. Лишь он один за тот бой представлен к государственной награде «Орден Мужества». Были подготовлены наградные листы и на других участников того забытого, неизвестного боя. Но во время ракетного обстрела документы сгорели, и больше к ним никто не возвращался…
А ведь парни сделали невозможное: почти сутки сдерживали превосходящие силы противника, который, как стало известно из радиоперехвата, планировал напасть на Белгородскую область. Враг не мог оставить у себя в тылу российских военных и застрял, пытаясь их ликвидировать. За это время российская армия перегруппировалась и прикрыла границу.
По данным ТайгаПост, копия боевого журнала и рапорта участников боя, исполненные через сутки после выхода из окружения, сейчас легли на стол главы республики Айсена НИКОЛАЕВА. Может быть, справедливость восторжествует хотя бы через годы. И 13 августа 2022 года – день боевого крещения «Боотура» - станет не забытой, а еще одной героической страницей летописи защитников Отечества из Якутии. Родина вспомнит о них и воздаст по героическим заслугам.