Из девяти внуков великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского трое стали профессиональными художниками, но только один из них повторил творческий путь своего знаменитого деда.
Сегодня, 2 февраля, исполняется 150 лет профессору, коллекционеру, художнику-маринисту Алексею Васильевичу Ганзену.
От своего деда Алексей Ганзен унаследовал не только страсть к морю, но и поразительную работоспособность. За свою жизнь он написал более 3000 полотен, и это не считая акварелей, миниатюр, этюдов, некоторые из которых сегодня представлены в экспозиции Российского фонда культуры.
Алексей Васильевич Ганзен родился в Одессе в 1876 году в семье Мариам (Марии) Айвазовской, второй из четырёх дочерей Ивана Константиновича.
С детства был любознательным и серьёзным ребёнком. Рисовать начал ещё во время учёбы на юридическом факультете Одесского университета. Позже окончил две академии изящных искусств — в Берлине и Дрездене.
Весной 1909 года Ганзен совершил путешествие на крейсере «Адмирал Макаров», сопровождавшим Императорскую яхту «Штандарт» во время встреч Императора Николая II с главами европейских государств. Оттуда он привёз 60 этюдов — один из их, «Яхта Штандарт на Ревельском рейде», подарил российскому монарху. В настоящее время картина находится в частном собрании в России. В ответ же Николай II преподнёс Алексею Ганзену булавку с бриллиантами в виде российского герба.
В 1915 году Алексей Васильевич Ганзен был переведён на службу в Морское ведомство, а уже через год был издан его альбом «Российский Императорский флот». В нём представлены 25 факсимильных цветных репродукций акварелей художника, воспроизводящих типы русских судов — от ботика Петра I до новейших военных кораблей, а также сцены из жизни флота в мирное и военное время. Весь доход от продажи альбома пошёл на помощь воинам и их семьям, пострадавшим в Первой мировой войне. Один экземпляр сегодня хранится в Российском фонде культуры. И это большая редкость!
В феврале 1917 года кандидатура Ганзена вместе с Билибиным, Серебряковой, Конёнковым и другими художниками была выдвинута на соискание звания академика, но баллотирование, назначенное на октябрь, не состоялось — грянула революция.
Покинув Россию в январе 1920 года, Алексей Ганзен вместе с женой, Олимпиадой Владимировной, поселились в Загребе. В том же году состоялась первая в эмиграции выставка художника. На заработанные деньги Алексей Васильевич купил виллу в Дубровнике (Королевство Югославия до 1941 года, ныне — Хорватия) и назвал её в честь жены «Олимпия». Там Алексей Васильевич прожил до конца своих дней.
В жизни и творчестве художника-мариниста Алексея Ганзена не было пиковых взлётов и падений. Он умело ставил перед собой цели, был уверен в себе и трудолюбив. Племянница Ганзена Гаянэ Микеладзе писала, что «он унаследовал от своего деда восхищение морем, однако, имел жизнерадостную натуру, его картины никогда не были жестокими».
Будучи ребёнком, Алексей Ганзен часто бывал в феодосийском доме Ивана Айвазовского и наблюдал, как в своей мастерской «дед-чародей с густыми бакенами и с чином действительного тайного советника писал волшебные марины свои, писал с быстротой изумительной».
Потом о самом Ганзене так скажет один из современников: «Как сейчас вижу: Ганзен, с сигарой в зубах, в сюртуке и в бархатном жилете, уверенно действует кистью, как фехтовальной рапирой, а кругом группа гостей с трепетным любопытством следят за «кухней творчества».
Покидая Россию, Алексей Васильевич оставил часть своих работ — около 400 — в Одессе, но зато вывез некоторые картины Ивана Айвазовского. Впоследствии они попали в общество «Родина», созданное в США русскими офицерами-эмигрантами, а позже были возвращены в Россию. Сегодня они находятся в Российском фонде культуры.
Это коллаж, сделанный самим Айвазовским ради шутки. На нём — фотография художника, сидящего рядом с мольбертом, в который вставлена небольшая подлинная живописная миниатюра. У Ивана Константиновича таких было много, он любил дарить их друзьям.
Ещё один дар — это миниатюры И.К. Айвазовского «Утро», «День», «Вечер» с изображением кораблей русского флота, вставленные кем-то из членов семьи Ганзена в декоративный щит. На миниатюре изображён парусник в бурном море. Только великий художник, такой как Иван Айвазовский, мог с поразительной точностью передать детали судов и состояние моря и неба на крошечных миниатюрах размером с почтовую марку!
Есть в коллекции Фонда и портрет Алексея Ганзена, выполненный художником Николаем Васильевичем Харитоновым, который некоторое время тоже жил в Дубровнике. В 1921 году на берегу Адриатики он и написал сангиной портрет своего товарища по цеху и изгнанника по судьбе.
В эмиграции Ганзен много работал. Его выставки проходили в крупных городах Европы, а его картины покупали короли. В течение семнадцати лет художник воспевал красоты Адриатики. На своём автомобиле он объездил всё побережье. Дубровник стал ему второй родиной.
В постоянной экспозиции в Шпалерном зале Российского фонда культуры висят работы-этюды Ганзена дубровницкого периода. Они соседствуют с картинами ещё одного русского художника-эмигранта Николая Петровича Богданова-Бельского. Осенью 1935 года Богданов-Бельский по приглашению Сербского патриарха Варнавы приехал в Дубровник, чтобы написать его портрет.
Работы Ганзена и Богданова-Бельского поразительно похожи. Поэтому нам представляется такая картина: два русских старых художника сидят на берегу залива и вместе пишут один и тот же пейзаж, разговаривая о живописи, природе и Родине, куда они больше никогда не вернуться.
Но они вернулись. Вернулись в своих картинах!
5 февраля 2025 года в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге открывается выставка, посвящённая 150-летию русского художника Алексея Васильевича Ганзена. На выставке будут представлены ранее нигде не выставлявшиеся работы мариниста, в том числе из коллекции Российского фонда культуры.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры подготовлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры, открытые источники