Спрос на туры в 2026 году к «голубому льду» Байкала бьет рекорды, авиабилеты на пиковые даты раскуплены, а пакетные туры с перелетом из Москвы стартуют уже от 103 тысяч рублей с человека. Заголовки новостей пестрят цифрами: в 2025 году Иркутскую область посетили почти 1,9 миллиона туристов, из которых преобладают туристы из Китая (44%) и Таиланда (38%). Казалось бы, что еще нужно для успеха? Однако за сухими цифрами статистики скрывается тревожная реальность - Иркутск — это город, который по-прежнему не может решить, кем он хочет быть.
Планов много, но стратегия – отсутствует. Пока власти находятся в поиске, Иркутск рискует остаться «воротами на Байкал», не став самостоятельной точкой притяжения. «Сибирский. Новостной» минусы и плюсы пребывания в Иркутске.
Инфраструктурный провал
Туристический путь в регион для большинства начинается с двух «ворот» – аэропорта и железнодорожного вокзала Иркутска. И именно здесь, по словам экспертов, путешественника встречает первое разочарование.
«Ж/д вокзал: отсутствие указателей, непонятно, куда двигаться, особенно иностранцам. Невозможность подъехать автобусам, неясно, где ловить такси…
Аэропорт заслуживает отдельного внимания. За 2025 год аэрогавань обслужила более четырёх миллионов пассажиров. Но столетний аэровокзал не справляется с таким пассажиропотоком. Сервис не дотягивает для туристического города – нет тележек для перевозки багажа, указателей пути и недостаток туалетов», – констатирует заместитель председателя правления Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма Вадим Копылов, с опытом работы в отрасли туризма более 35 лет.
Трудность представляет разделение аэровокзала на три терминала. Трансферным пассажирам сложно ориентироваться в какой терминал следовать, чтобы зарегистрироваться на следующий рейс. В планах города стоит строительство нового аэропорта, но до его открытия пройдут годы.
Проблема не ограничивается транспортными узлами. В 2025 году Иркутск вновь оказался в антирейтинге городов России с самым проблемным общественным транспортом. В отчетах общественников фигурируют грязные автобусы частных перевозчиков, отсутствие аудиоинформирования и навигации в салонах, нарушенное расписание и устаревшие остановки без названий. Эксперт, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов прямо заявляет, что в Иркутске «не видно системной работы» по развитию транспорта, а темпы изменений напоминают «топтание на месте».
Эти впечатления подтверждает и рядовой гость: «Город относительно не плохой. Но для водителей он действительно тяжелый… Нет парковок, не видно разметку под снегом и очень много одностороннего движения. Если попустил поворот, придётся объехать половину города», – делится Анастасия, приезжающая в Иркутск из Бурятии.
Активный отдых возможен только зимой
Если с парковками можно смириться и найти, где оставить машину, то вопрос, где проводить активный отдых остаётся открытым. Зимой можно провести время на склонах в черте города – кататься на тюбингах, лыжах и коньках. Но летом в городе особо делать нечего. На выходные приходится проезжать километры, чтобы безопасно купаться и проводить время на природе.
Согласно официальным данным, в черте Иркутска по-прежнему отсутствуют официально разрешенные и полностью оборудованные зоны для купания. Единственный пляж «Якоби», хотя и является центром притяжения, так и не получил от Роспотребнадзора разрешения на купание. Для миллионного туристического потока это – неприемлемый дефицит базовой рекреационной инфраструктуры.
Стратегическая неопределенность: Что продает Иркутск?
Главный вопрос, который сегодня стоит перед городом, звучит не в технических, а в концептуальных терминах. «Ключевой нерешенный вопрос: Иркутск – это всего лишь «ворота на Байкал» или самостоятельный туристический пункт?» – задается вопросом Вадим Копылов.
Этот вопрос не праздный. В регионе в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» реализуют проект «Пять морей и озеро Байкал». Создают модульные гостиницы, развивают дорожные сети (включая ремонт на Ольхоне и Байкальского тракта) и проектируют новые маршруты. Фокус туризма и развития явно смещен в сторону озера. В создание инфраструктуры заложено 9 млрд рублей из федерального и областного бюджетов, но результат еще не осязаемый.
При этом сам «продукт» Байкал – остается уязвимым. Власти региона признают, что до 80% отдыхающих на берегах озера размещаются нелегально, а проблема с вывозом мусора в туристических зонах стоит остро. Спецпредставитель президента по экологии Сергей Иванов еще в 2022 году заявлял, что ущерб от дикого туризма для Байкала превысил ущерб от печально известного Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) . Погоня за количеством туристов в ущерб управлению потоками грозит экологической катастрофой.
В Иркутске же, по словам Вадима Копылова, царит стратегическая неразбериха: «Акцент постоянно смещается: то на деловой туризм, то на туры на Байкал или на увеличение времени пребывания туриста (но без ответа на вопрос – а что туристу здесь делать всё это время?)».
Возможно ли прийти к решению?
Изменение ситуации требует не точечных мер, а системного пересмотра подхода. Основываясь на мнениях экспертов и анализе ситуации, можно выделить три ключевых вектора для действий.
1. Принять стратегическое решение и инвестировать в «мягкую» инфраструктуру
Городу необходимо четко определиться со своим позиционированием. Если цель – стать самостоятельным направлением, а не транзитным хабом, то инвестиции нужны не только в отели, но и в создание насыщенной городской среды, событийный календарь и качественный сервис. Обучение кадров для индустрии гостеприимства, которое власти региона уже обозначили как приоритет, – важный, но лишь первый шаг.
2. Взять под контроль транспорт и навести порядок на входных «воротах»
Проблема общественного транспорта, попавшая в федеральный антирейтинг, требует неотложного решения на самом высоком уровне. Установка понятных навигационных указателей, синхронизация работы общественного транспорта с расписанием поездов и самолетов, ревизия и модернизация остановочных пунктов – эти меры не требуют миллиардных вложений, но кардинально меняют первое впечатление о городе.
3. Сделать ставку на качество, а не на количество
Философия, которую озвучивает Вадим Копылов, должна стать краеугольным камнем: «Мы не стремимся к званию «туристической столицы» в количественных показателях. Качество туристов важнее. Нам нужны ответственные туристы. У нас хрупкая экосистема, которую необходимо сберечь». Это означает развитие премиальных, культурных, деловых и событийных форматов, которые увеличат средний чек и снизят нагрузку на природу.
Нужен ли Иркутску новый туристический поток?
Парадоксально, но ответ, основанный на интервью с экспертом и анализом текущей ситуации, может быть отрицательным. Слепое увеличение потока в условиях разрушающейся транспортной системы, отсутствия внятной стратегии и хрупкой экосистемы Байкала приведет не к процветанию, а к коллапсу.
Иркутску сегодня нужен не новый турист, а новый подход. Подход, при котором город, наконец, перестанет быть безликим коридором к чуду света и сам станет комфортным, гостеприимным и осознающим свою уникальность. Пока же власти рапортуют об освоении субсидий и ремонте дорог на Ольхоне, исторический центр Иркутска остается для тысяч приезжих лишь пунктом в маршрутной квитанции между аэропортом и озером.
Главное фото: proehal.ru