Россия стояла у истоков множества ведущих отраслей промышленности, и нефтепереработка не исключение. Еще в 1741-м профессор Амман провел в Санкт-Петербурге прямую перегонку черного золота. Один из памятников научной мысли в этой нише - Константиновский нефтеперегонный завод купца Рагозина. Но что самое интересное - памятник действующий. Предприятие считалось передовым не только в Российской империи, но и во всем мире, а на его благо трудился сам Менделеев.
Когда в России нефть в море сжигали
Ближе к концу XIX века вся мировая добыча углеводородов сосредоточилась в Азербайджане. Процесс прямой перегонки бакинской нефти давал выход товарного продукта, как правило керосина, на уровне 30%. Остальные нефтяные отбросы сливались в море или сжигались. В первую очередь, это грозило экологической проблемой. Дмитрий Менделеев обозначил и другую сторону вопроса, утверждая, что сжигать отходы после переработки нефти –«государственное преступление, все равно, что топить печь ассигнациями».
Вот только никто на тот момент не знал, как использовать эти самые отходы. С началом в России промышленной революции стал расти спрос на смазочные материалы. Отечественные поставщики отсутствовали, и товары завозились на российский рынок из США, Германии, Бельгии, Голландии. Неудивительно, что цена на масла была огромной, чего не скажешь о качестве.
Революцию в этом вопросе совершил инженер-технолог Виктор Рагозин. Выпускник физико-математического факультета Московского университета на тот момент управлял перевозками грузов по Волге. Одной из сфер его деятельности была транспортировка нефти в бочках. Тогда в жизнь предпринимателя вошла главная тема его карьеры, которой он отдал 30 лет. Оценив в Баку все перспективы переработки нефти, в 1873-м Рагозин приступил к первым опытам по использованию нефтяных остатков. Лабораторию он организовал прямо в своей нижегородской квартире.
Для воплощения новых технологий требовался керосин, акцизный сбор на который не давал возможности вести разработки. Рагозин написал министру финансов России Рейтерну, обосновав необходимость новых исследований по получению смазочных масел для нового типа оборудования предприятий. Александр II заинтересовался вопросом, и 6 ноября 1874-го увидело свет «Высочайшее повеление о производстве опытов на вновь устраиваемых фотогеновых заводах».
Опередили американцев
В 1879 году в поселке Константиновский Ярославской губернии уже известный к тому времени инженер-технолог Рагозин запустил на правом берегу Волги нефтеперегонный завод. В качестве одного из руководителей на предприятие был приглашен прославленный русский ученый Дмитрии Иванович Менделеев. Через время Ярославскому НПЗ дали имя этого выдающегося химика. При участии Менделеева на заводе был впервые установлен аппарат для непрерывной перегонки нефти.
В 1878-1880 годах смазочные масла Рагозина из остатков нефти стали применяться на российском железнодорожном транспорте, что позволило сократить расход угля почти на треть. Уже через несколько месяцев с начала работы НПЗ продукцию оценили по достоинству не только по России, но и за границей. Олеонафты Рагозина получили 18 первых медалей на самых престижных международных выставках. Авторитетная французская экспертиза показала, что русский продукт в разы превосходит американский аналог. До самой революции масла константиновского завода маркировались государственным гербом, что подтверждало их высшее качество.
Несмотря на успешное дело, Виктора Ивановича отстранили от заводских дел. Как он сам вспоминал, приходилось на каждом шагу бороться «с препятствиями легальными, экономическими, с непониманием, равнодушием и невежеством». Рагозин опережал свое время. Он выступал за экспорт российских нефтепродуктов на фоне полного запрета на вывоз из России сырья и полусырья. В 1883-м Рагозин переехал в Баку, где возглавил Товарищество «С. М. Шибаев и Ко» и сделал много полезного в работе первых всероссийских Съездов нефтепромышленников.
Советская модернизация и сегодняшняя картина
В советскую эпоху предприятие продолжило развиваться. В 30-х производство оснастили несколькими передовыми для того времени технологиями, что еще улучшило качество продукции. На заводе им. Менделеева появилась установка крекинга, а в 1932-м там открылся первый во всем Союзе цех остаточных масел. В Великую Отечественную фашистские войска перекрыли сухопутные пути к бакинским НПЗ, и ярославский завод имени Д. И. Менделеева стал стратегически важным предприятием. Многократно попадая под бомбежки, коллектив продолжал отправлять на фронт необходимую продукцию. В начале 1940-х объем нефтепереработки существенно увеличился.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK 👇 Посмотрите👇
1960-е отмечены освоением производства уникального изоляционного масла для линий электропередачи, что обеспечивало работу трансформаторов сверхвысокого напряжения. Послевоенные десятилетия отметились ростом развития, и в 90-м ассортимент НПЗ насчитывал свыше полусотни позиций. Распад СССР повлиял на судьбу завода, как и на ряд других предприятий бывшей страны. После приватизации пошли на спад объемы работы, часть сотрудников остались без работы, несколько раз сменились акционеры, производство то и дело останавливалось.
В 2012 году завод запустили после 6-летней консервации. С обновлением части оборудования увеличились объемы переработки, и в 2014-м НПЗ стал лучшим по Ярославской области. Правда, уже через год всплыли проблемные вопросы с невыплатой заработной платы и ряд уголовных дел снова парализовали работу завода. Выйти на прежний уровень удалось только в 2017-м, когда обновился держатель основной доли акций. Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод имени Менделеева продолжает работать, являясь на сегодня самым старым предприятием нефтеперерабатывающей отрасли России из ныне действующих.
Нефть неразрывно связано со становлением России. Черное золото в царское и советское время: насколько страна зависела от нефти в разные годы.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010226/67254/