Слушай сюда, парень. Если думаешь, что зима — это сплошной праздник и рыбалка от первого льда до последнего, то ты ошибаешься. Есть такое время — глухозимье. Середка января — февраль. Самое тяжелое время. Холодно, темно, рыба болеет, а у некоторых мозги замерзают, и они таскают пустые лунки. Я это дело вдоль и поперек прошел, так что садись на ящик и слушай, что дед скажет. Запоминай, что важно знать, иначе без ухи домой пойдешь.
Первое и самое главное — кислород. Рыба зимой — как ты в бане без воздуха. Подо льдом его мало, а в феврале вообще швах. Вся трава сгнила, лед толстый, снегом завален, свет не проходит — растения кислород не выделяют. Рыба встает в «столб». Она не двигается, не жрет, она тупо спит, экономя каждый глоток. Поэтому забудь про активный поиск, как по перволёдку. Там где ты месяц назад таскал окуня ведром, сейчас — мертвая зона.
Теперь про места. Ищи не где глубоко, а где есть хоть какой-то приток свежей воды. Устье ручья, родник, ключ на дне — это святое место. Если впадает речушка, пусть даже маленькая, она хоть чуть-чуть кислорода несет. Там рыба и будет стоять. Если нет ручья, ищи ямы. Самые глубокие точки водоема. Рыба стоит на дне, почти не шевелясь. Лещ, судак, плотва — все сбиваются в стаи и трутся в одних и тех же точках. Сдвинуть их с места — задача для шамана.
Клев в глухозимье — это не клев, а так, баловство одно. Поклевка вялая, еле-еле. Рыба подходит, тычет мордой в наживку, но не жрет, а сосет ее, как леденец. Если летом или по перволедью ты подсекал сразу, тут надо ждать. Окунь, бывает, клюет как во сне: тюкнет раз, тюкнет два, и стоит. Или наоборот — горбач берет зло, но редко. Плотву вообще фиг поймаешь, если не угадаешь с наживкой и местом.
Мормышка. Тут тебе не до жиру. Мельчайшие мормышки, дробинки, «муравьи», «овсинки» — все черное, серое, тусклое. Никакой меди и латуни, они рыбу пугают. Наживка — только мотыль. И не абы какой, а самый мелкий, кормовой. Насаживать по одной штуке, а то и по половинке. Игра? Забудь про активную игру. Еле-еле пошевеливай, буквально на сантиметр отрывай от дна, чтобы мотыль шевелился. Иногда работает метод «стоячки» — просто положил на дно и ждешь. Рыба подходит и берет неподвижную наживку.
Блесны и балансиры. По судаку и щуке еще можно работать, но тоже глухо. Щука в глухозимье вообще встает в коряги, и хрен ее оттуда выковыряешь. Судак иногда выходит на бровки кормиться, но ищет его надо долго и упорно. Если напал на стаю — считай, повезло, но обычно это единичные поклевки. Балансиры ставь самые мелкие, блесны — узкие, «гвоздики».
И последнее, парень. Самое главное в глухозимье — не пересидеть. Два-три часа утром и час вечером — вот и вся рыбалка. Клюет только на рассвете и чуть перед закатом. Днем рыба спит, и будить ее бесполезно. Лучше сиди дома, точи снасти, пей чай с малиной и жди последнего льда, когда солнце пригреет и рыба оживет. А в глухозимье рыбачат только фанаты и дураки. И те, и другие часто остаются без улова, но фанаты хоть удовольствие получают. Ты уж выбирай, кем быть.