Найти в Дзене
Лилия Гадель

Формула душевного благополучия: что важно знать о психологическом здоровье

Интервью журналу Н.Э.О - Налоги. Экономика. Общество. “Никто никому ничего не должен” – фраза, на которой выросло уже не одно поколение. Почему молодежь считает, что ответственность мешает свободе, и как это сказывается на психологическом здоровье современного общества, на эффективности трудовых коллективов? Ответы на эти вопросы вы найдете в интервью с общественным деятелем, психологом и журналистом Лилией Гадель. НЭО: Что такое психологическое здоровье? – Это многокомпонентное понятие. Прежде всего, это душевное благополучие, адекватное восприятие окружающего мира, максимально ровное настроение и активность без ям, когда человек то радуется жизни, то жить не хочет. Сейчас мы часто видим, что человек теряет это состояние. Каждый день подбрасывает какие-то задачи, ты их решаешь, в этом и состоит жизнь. А человеку кажется, что очередная задача – это проблема, что негативным образом влияет на его самочувствие. Жаль, что в школе нам не объясняют, что жизнь похожа на сборник задач, которые

Интервью журналу Н.Э.О - Налоги. Экономика. Общество.

“Никто никому ничего не должен” – фраза, на которой выросло уже не одно поколение. Почему молодежь считает, что ответственность мешает свободе, и как это сказывается на психологическом здоровье современного общества, на эффективности трудовых коллективов? Ответы на эти вопросы вы найдете в интервью с общественным деятелем, психологом и журналистом Лилией Гадель.

НЭО: Что такое психологическое здоровье?

– Это многокомпонентное понятие. Прежде всего, это душевное благополучие, адекватное восприятие окружающего мира, максимально ровное настроение и активность без ям, когда человек то радуется жизни, то жить не хочет. Сейчас мы часто видим, что человек теряет это состояние. Каждый день подбрасывает какие-то задачи, ты их решаешь, в этом и состоит жизнь. А человеку кажется, что очередная задача – это проблема, что негативным образом влияет на его самочувствие.

Жаль, что в школе нам не объясняют, что жизнь похожа на сборник задач, которые мы регулярно решаем, чтобы становиться грамотнее, образованнее, лучше. Когда в школе мы видим такие сборники по физике, химии, алгебре, у нас они не вызывают бурной реакции. Это норма. С жизненными ситуациями можно провести прямую аналогию. По мере взросления мы осваиваем новые социальные и профессиональные роли, и исполнение каждой из них сопряжено с решением тех или иных задач.

Мне в этом смысле повезло. Мой классный руководитель, Людмила Германовна Погудина, дала нам возможность общаться с психологом в формате внеклассных уроков. Мы обсуждали темы, на которые в других обстоятельствах даже боялись говорить. Например, отношений между людьми. Это был очень ценный опыт.

Психологическое здоровье формируется еще в утробе, но об этом почти не говорит: атмосфера, в которой проходит беременность, имеет большое значение

Условия жизни меняются на протяжении всей истории человечества – войны, засухи, голод – в любых условиях человек должен выживать физически, морально, духовно и социально. Психологическое здоровье – это умение адаптироваться, жить продуктивно, строить, поддерживать отношения, проживать стресс и восстанавливаться после него, уметь смотреть на себя со стороны и критически мыслить. Психическое здоровье также крепко связано с физическим здоровьем, наша внутренняя химия является целостной системой.

НЭО: Чувства ответственности, контроля, избегания – как определить грань и достичь баланса?

– Нормальная ответственность – это способность осознавать и выполнять свои обязательства, а также понимать последствия своих действий, вкладываться в общий успех, идти к поставленным целям. Обязательства есть на всех уровнях нашего существования: в семье (собственной и родительской), в отношения с друзьями, знакомыми, коллегами по работе.

Я категорически не приемлю фразу «Никто никому ничего не должен». Нехорошая фраза, которая привела к определенному уровню психологического нездоровья. Люди стали чаще избегать контакта с реальностью, чем брать на себя ответственность за то, что происходит с ними. Многим кажется, что этот принцип дает им свободу. Ты свободен выбирать, что ты будешь делать, а что – не будешь. Однако утрированное понимание свободы развивает безответственность и инфантильность, которая сейчас процветает. Для рынка труда это уже является большой проблемой.

Все три типа поведения могут быть полезны и вредны. С ответственностью все понятно. Гиперответственность приводит к тревожности, высокому моральному напряжению и затратам энергии на то, что нельзя изменить. Контроль позволяет управлять ходом событий, принимать решения, минимизировать риски. Чрезмерный контроль приводит к фрустрации от непредвиденных обстоятельств, порождает авторитаризм, отсутствие гибкости, мешает развитию и росту.

Избегание может защитить от чрезмерных физических и психологических нагрузок. Если избегание становится стилем жизни, то это приводит в пассивному поведению, обвинению всех и вся в своих неудачах, неспособности принимать решения и идти вперед. Это случается из-за страха перемен, негативного прошлого опыта, инфантилизма, нежелания замечать проблемы и прилагать усилия, от фатализма.

То есть все прекрасно, если ответственность, контроль и избегание служат человеку во благо, когда это инструменты для продуктивной интересной жизни. Если они мешают – с этим надо работать. Где проходит грань? Надо чувствовать себя и свои эмоции, уметь говорить нет, осознавать пределы своих возможностей, понимать, чью ношу собираетесь нести.

Кстати, боязнь ответственности называется гипенгиофобия.

-2

НЭО: Выходит, если сотрудник не хочет брать ответственность, руководитель бессилен, без психотерапии никак не обойтись?

– Возможности для перевоспитания сотрудника, конечно, есть. Вспомните многочисленные советские фильмы, где работников брали на поруки, где к нему “прикрепляли” наставников и в финале люди менялись к лучшему. Так жили – был институт наставничества, шефские-подшефные классы, группы, организации, взаимодействие гражданина и общества. Но тогда были другие времена, другие установки. Общественные интересы стояли на первом месте. Сейчас все несколько иначе.

Однако начинать ”перевоспитание” также можно с того, чтобы создать команду, назначить и обучить лидера, а безответственному работнику поручить небольшой участок работы, правильно мотивируя. Постепенно, по мере того, как он научится брать на себя ответственность и получать от этого порцию дофамина (да, человек – это химические процессы организма), усложнять задачи. Надо признать, что такой способ может подойти не всем сотрудникам и не всем руководителям.

Психотерапия может начаться не с запроса, с которым пришел клиент – чаще всего, это  раскручивание всей истории, которая привела его к поискам ответа на этот вопрос. То есть для того, чтобы изменить сценарий, по которому человек живет, надо понять, как он был написан, кто действующие лица, на каких установках, убеждениях, ценностях строилась жизнь. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то – медленнее. Если раньше психоанализ растягивал терапию на годы и десятилетия походов к психотерапевту, то сейчас есть отличные направления и краткосрочные методы, которые помогают жить дальше, действуя по-другому.

Но действия зарождаются, естественно, не сами по себе. На них влияют мысли и  эмоции. Поэтому психолог помогает человеку научиться себя чувствовать, понимать свои эмоции, осознавать их, называть их, учиться делать паузу между стимулом и реакцией. Прежде чем отреагировать на стимул, человек рассуждает: “Я испытываю такое-то чувство. Что это, почему я это чувствую? Для чего я это чувствую? Мне нужно так себя чувствовать? Как я хочу себя чувствовать?” Правильные вопросы к себе уже меняют состояние, включается другая часть мозга.

В рамках психотерапии человек учится понимать, какая травма/травмы в прошлом стали опытом, который он тиражирует. Например, ему предложили повышение, а у него был случай в прошлом, когда он не справился с руководящей должностью, или по крайней мере, так ему кто-то сказал. Это могло быть еще в детстве, когда ему доверили руководить младшими детьми. Человек об этом уже и не помнит, но любое продвижение по карьерной лестнице им воспринимается как ужас, как стресс. Он всячески противится повышению.

На приеме у психолога можно “найти” тот момент, где он проиграл, момент, который предопределил модель его поведения в будущем. Дальше психолог использует различные техники работы, с помощью которых клиент начинает иначе относиться к происходящему, учиться методам саморегуляции, у него снижается уровень тревожности и стресса.

Пауза между стимулом и реакцией дает более адекватную реакцию на то, что происходит. Психотерапия может помочь с любым запросом, но важно найти своего психолога, с которым у вас будет контакт и доверие. У клиентов часто возникает сопротивление, никто из нас особо не хочет что-то делать и меняться, нормальная ситуация. Это же труд, а наш мозг, как известно, перемены не любит! Психологу важно найти подход к каждому человеку, чтобы клиент работал над собой не только в кабинете, иначе результата не будет.

НЭО: Как формируется имидж чиновника в цифровую эпоху?

– Большие перемены в этом вопросе – жить по-старинке уже никак нельзя. К сожалению, многие представители старшего поколения под грузом десятилетий авторитарного управления не могут перестроиться на современный формат руководства. Их инструменты завоевания авторитета не работают, их иногда называют «сбитыми летчиками», им сложно вести бизнес, а меняться могут не все.

Сейчас неприемлема грубость, за каждым словом чиновников и руководителей буквально следят, так как у обычных людей есть возможность записывать видео, аудио, выкладывать все это в интернет. Чиновник в цифровую эпоху должен следить за тем, какое впечатление он создает, за своей речью, за своим здоровьем (многие похудели и убрали из жизни часть вредных привычек), поскольку он становится одним из лиц организации, партии. Думаю, все заметили перемены в тональности при обращениях в официальные организации лично или по телефону. Записи разговоров, запрос на оценку обслуживания, рейтинги и т.п. тоже меняют тон и стиль общения.

Чиновник обязан вести соцсети, создавать свой имидж в интернет-пространстве, показывать свою деятельность, быть на связи с обычными людьми, взаимодействовать с общественностью. А еще приветствуется делиться обычными человеческими историями и личными моментами жизни, делать что-то простое и понятное каждому.

Сейчас важно все: внешность, манеры, ораторские навыки, грамотность, убедительность, харизма. Но самое главное – реальные действия!

Лилия Гадель