Найти в Дзене

Дневник XLIV Шаляпинского фестиваля: «Аида»

«Аида» принесла Верди триумфальный успех, определившийся уже на премьере в Каире» Из итальянских газет за 1871 год «Аида» – та самая опера, которую (в отличие от других творений Верди) периодически ставят среди египетских пирамид и древних храмов Люксора, на стадионах и каждый сезон – на гигантской веронской «Арене», не говоря уже о театрах. «Аида» – одна из самых «статуарных» опер во всей мировой музыкальной литературе, так что больших актёрских «подвигов» трудно себе в ней представить. В постановочном плане казанская «Аида», прозвучавшая на Шаляпинском фестивале 11 февраля, – это классическое и очень красивое решение (режиссёр Юрий Александров и художник Виктор Герасименко). Постановщики не переносили место действия в некую «банановую» республику или в современность. Лишь в картине судилища постановщики вывели действующих лиц из «подземелья» на сцену, что, впрочем, оказалось логичным. Всё остальное, как говорится, «по старым книгам». Особенно красивой получилась сцена у Нила с её вод

«Аида» принесла Верди триумфальный успех, определившийся уже на премьере в Каире»

Из итальянских газет за 1871 год

«Аида» – та самая опера, которую (в отличие от других творений Верди) периодически ставят среди египетских пирамид и древних храмов Люксора, на стадионах и каждый сезон – на гигантской веронской «Арене», не говоря уже о театрах.

«Аида» – одна из самых «статуарных» опер во всей мировой музыкальной литературе, так что больших актёрских «подвигов» трудно себе в ней представить. В постановочном плане казанская «Аида», прозвучавшая на Шаляпинском фестивале 11 февраля, – это классическое и очень красивое решение (режиссёр Юрий Александров и художник Виктор Герасименко). Постановщики не переносили место действия в некую «банановую» республику или в современность. Лишь в картине судилища постановщики вывели действующих лиц из «подземелья» на сцену, что, впрочем, оказалось логичным. Всё остальное, как говорится, «по старым книгам». Особенно красивой получилась сцена у Нила с её водяной рябью при свете луны (видео-арт). Есть мнение, что традиционное решение спектаклей себя изжило. Однако, судя по аплодисментам казанской публики, звучавшим при открытии занавеса, оно всё ещё очень востребовано.

Помпезность «Аиды», этой гранд-оперы, требует прежде всего красивых и масштабных голосов. Расскажу, какими они оказались на нынешнем Шаляпинском фестивале.

В титульной партии выступила Светлана Касьян (театр им. Джалиля). Эта певица сейчас, как мне кажется, находится на пике своей вокальной и сценической формы, что и было продемонстрировано в спектакле. Особенно интересно и эффектно удалась Светлане Касьян труднейшая сцена у Нила. А уж когда она включала все краски своего мощного сопрано, то становилось понятно почему у этой певицы столько ангажементов по всему миру.

На партию Радамеса был приглашён тенор Иван Гынгазов («Геликон-опера»). Он очень быстро стал востребован на всём оперном пространстве. Различные театры приглашают его практически на весь теноровый репертуар амплуа tenori spinto, что абсолютно справедливо. Это он подтвердил и на спектакле «Аида».

На фестивале прошлого года в партии Азучены в опере «Трубадур» дебютировала меццо-сопрано из Израиля Софья Голд. Дебют был более чем удачным. В нынешнем году Софья была приглашена исполнить на Шаляпинском партию Амнерис в «Аиде». У этой певицы очень хороший от природы голос (настоящее меццо-сопрано!), она обучалась в ГИТИСе и Школе оперного пения Галины Вишневской. В роли Амнерис Софья Голд подтвердила свой высокий класс, и публика оценила её пение по достоинству.

Нынешняя «Аида» Шаляпинского фестиваля стала очень удачной «коллекцией» высоких профессионалов, среди которых также Борис Стаценко (Амонасро) и Михаил Казаков (Рамфис). Мы услышали красивые и масштабные голоса, как и должно быть в этой опере. Спектакль подтверждает важный постулат казанского оперного форума: Шаляпинский фестиваль – витрина певческих голосов! Спасибо за такой состав исполнителей кастинг-менеджеру Елене Остроумовой.

Я был бы не прав, если б не упомянул со знаком плюс хор и оркестр под управлением главного дирижёра Татарского театра оперы и балета им.Джалиля Андрея Аниханова. В этот вечер сошлись звёзды на небе, как, впрочем, и на сцене.

Напомню, что 13 февраля, в день рождения великого Фёдора Ивановича Шаляпина, казанцев ждет большая мемориальная программа, которая завершится вечером на сцене театра им. Джалиля гениальным творением М.П.Мусоргского – главной шаляпинской оперой «Борис Годунов»! До встречи!

Николай Рыбинский (Москва–Казань)