Для кого-то это покажется удивительным, но первая в мире и достаточно жёсткая цезура в кино, в том числе и политическая, появилась в 1927 году в самой свободной стране мира - Соединенных Штатах. Это был некий Кодекс требований Хейса, названный так в честь своего разработчика - первого президента Ассоциации кинопроизводителей и кинопрокатчиков США Уильяма Хейса.
При этом в Советском Союзе первые художественные советы, которые выполнили многие функции, в том числе и цензурные, появились лишь в конце 30-х годов. А до того никаких официальных ограничений в нашем кинематографе не было.
Так что же было изложено в этом знаменитом Кодексе Хейса и почему американцы поспешили его принять? Ответ на этот вопрос можно найти в советском фильме режиссёра Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».
На заре кинематографа, когда популярность кино была на подъёме, многие кинопроизводители в погоне за прибылью начали снимать безнравственные и отвратительные сюжеты. На подобие тех кинолент, которые показывал в фильме Суриковой мистер Секонд.
Такие картины нельзя было смотреть не только детям, но и взрослым с неустойчивой психикой. Но именно такие фильмы, которые щекотали нервы и приводили в шок, больше других наполняли кинозалы.
В итоге сложилась ситуация, когда наиболее впечатлительные зрители стали повторять на улице увиденное на экране. И это было уже реальной угрозой для общества. Кстати, сегодня похожий эффект существует с компьютерными играми.
Осознав опасность и ответственность кинопроизводителей перед обществом и государством, Уильям Хейс в 1927 году сформулировал в своём Кодексе основные правила для всех американских создателей кинолент, а также для тех, кто занимался прокатом иностранных фильмов.
Согласно принятого Кодекса, во всех американских фильмах и в иностранных картинах, которые предназначались для демонстрации на территории США, было запрещено:
1. Использование нецензурной и жаргонной лексики и экспрессивных выражений (указывался конкретный перечень запрещенных слов и выражений).
2. Изображение любой соблазнительной наготы. Причём не допускался показ не только обнажённых актёров или актрис, но и их силуэтов и даже теней. Также не допускалось, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации. Разрешалось только в порицательной.
3. Изображение незаконного оборота наркотиков.
4. Сцены, которые могут навести на мысли о сексуальных извращениях.
5. Показ любых проявлений сексуальной гигиены и упоминания о венерических заболеваниях.
6. Любые сцены родов. Фактические или даже в виде силуэтов.
7. Демонстрация половых органов.
8. Высмеивание духовенства. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
9. Умышленное оскорбление любой нации и любого вероисповедания, кроме атеистов.
Что касается политических и расовых требований, было указано, например, что запрещены сюжеты и сцены, содержащие белое рабство, а также любые сцены унижения белых людей лицами с темным цветом кожи (но не наоборот!) Также были запрещены упоминания смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения (метисация).
Политические требования были вполне в американском духе. Было запрещено показывать унижение представителей американской власти гражданами других государств, а также сюжеты, провоцирующие народные волнения, призывы к изменению строя и сепаратизму в США. В общем, набор требований был вполне жёсткий, а формулировки расплывчатыми, так что под них можно было подвести любой неугодный фильм.
Например, американские коммунисты практически лишались права снимать свои фильмы с идеологией коммунизма и социализма. И даже великий Чарли Чаплин из-за некоторых своих картин, содержащих сатиру на власть и американский строй, попал в число нарушителей. И, несмотря на его мегапопулярность, по решению специальной комиссии в 1952 году ему был запрещён въезд на территорию США. Хотя гонения на артиста начались ещё в конце 20-х годов. И причиной придирок к великому артисту было несоблюдение требований Кодекса Хейса.
Тогда же, в конце 20-х годов, только что написанный кодекс попытались провести как федеральный закон. Но конгрессмены не поддержали Уильяма Хейса, так как усмотрели в его требованиях нарушение конституционных прав граждан.
И тем не менее кодекс стал сильнейшим ограничителем в кинопроизводстве и при закупке иностранных кинолент, так как практически все американские киностудии и прокатные компании были членами этой ассоциации. Любой американский кинопрокатчик, если вдруг демонстрировал иностранный фильм, не соответствующий этим требованиям, лишался своего членства в ассоциации, а значит, и лишался множества прав и привилегий, потеря которых не могла окупиться прокатом даже суперпопулярного фильма. Тоже самое касалось и американских кинопроизводителей.
Что касается СССР, то подобные ограничения были введены лишь в 1936 году, когда были официально утверждены похожие требования при производстве советских художественных и документальных фильмов. А также при закупке иностранных кинолент. Следить за выполнением этих требований поручалось художественным советам, которые были созданы на всех киностудиях страны.
С появлением телевидения под Кодекс Хейса подвели и все телевизионные продукты США: фильмы, сериалы, рекламные ролики и т.д.
Но мировое кинопроизводство развивалось по своим правилам, которые в других странах были менее требовательными. И вскоре американские фильмы стали проигрывать конкуренцию на мировом рынке. Поэтому в 1963 году на общем собрании членов американской ассоциации было принято решение об упразднении кодекса Хейса как обязывающего нормативного документа. Всем кинокомпаниям и прокатчикам теперь предлагалось соблюдать его только на добровольной основе.
Правда, к тому времени уже были приняты федеральные законы о запрещении демонстрации в фильмах сюжетов, угрожающих политическому строю США. А также морально-нравственные ограничения: порнография, педофилия, оборот наркотиков и т.п. И нарушителям этих законов уже грозило не просто лишение членства в ассоциации, а вполне конкретные тюремные сроки.
Так что если вы хотите посмотреть какой-нибудь американский фильм, снятый в 40-х и 50-х годах, то можете быть спокойны. С точки зрения нравственности и морали эти фильмы абсолютно безопасны.
Понятно, что после отмены Кодекса Хейса в Соединённых Штатах стали появляться фильмы, что называется, не для всех. И чтобы упорядочить такие кинопродукты, в 1968 году в США был принят ещё один закон, согласно которому все фильмы и сериалы делились на четыре категории:
G - для всех зрителей,
M - для взрослой аудитории (17+),
R - для ограниченного показа (зрители до 17 лет на просмотр не допускаются без взрослого),
X – кинопродукты с откровенным эротическим содержанием.
Надо сказать, что в СССР в конце 60-х тоже был введён возрастной ценз. Если проводить аналогию, то у нас были фильмы только американских категорий G и M, где М – это фильмы, на которые зрители до 16 лет не допускались.
Американские законы по кинопроизводству, принятые полвека назад, действуют и сегодня. И даже немного ужесточились. К уже принятым ранее группам добавились дополнительные категории: PG, PG-13, NC-17 и т.д. Но эти группы принципиально ничего не изменили, лишь сделали отдельные категории более конкретными. Зато в нынешних законах США теперь отсутствуют требования Хейса, касаемые межрасовых отношений.
Последний подобный закон в России, регламентирующий наше кино вышел в 2010 году. Он обязывает всех российских кинопроизводителей и прокатчиков поделить свою продукцию на пять возрастных категорий: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. И по каждой категории в законе прописаны подробные требования.
А если подводить итог, то можно сказать, что сегодня цензурные ограничения в кинопроизводстве почти во всех странах мира в целом одинаковые. Причем самые строгие из них - в Китае. Но это уже отдельная тема.
Андрей Немчинов.
___________
___________
Если статья была интересной кликните 👍