Фигуристы из США выиграли короткую программу на Олимпийских играх 2026. Команду Соединенных Штатов к победе привел фигурист Илья Малинин. В прессе его уже называют триумфатором этих игр и «богом четверных прыжков».
А имя и фамилия спортсмена явно указывают на связь с Россией. И это не случайно, в нем не только течет славянская кровь, но и в основе его спортивных успехов лежит советская школа.
О том, почему американское золото по фигурному катанию на Олимпиаде – 2026 имеет «русский акцент», в материале 5-tv.ru.
Россия — Узбекистан — США
Илья Малинин родился в США, в штате Вирджиния, в 2004 году. Сейчас он занимает первое место не только на самом главном спортивном пьедестале мира, но и в рейтинге Международного союза конькобежцев. В 21 год он уже является олимпийским чемпионом, дважды брал золото мировых чемпионатов.
Малинин стал первым в истории, кто успешно выполнил на соревнованиях четверной аксель. Это прыжок, для совершения которого спортсмен отталкивается передним внешним ребром конька, делает в полете вращение вокруг своей оси с прямыми ногами, щиколотки которых скрещены.
Так же Илья — первый и пока единственный фигурист, исполнивший все четверные прыжки на соревнованиях. И, кроме того, первый и единственный, кто сделал семь четверных прыжков в одной программе.
Все эти невероятные успехи уже вписали его имя в историю спорта в целом и фигурного катания в частности.
Но стоит отметить, что Малинин — потомственный фигурист. Его отец, Роман Скорняков, родился в Свердловске. В Екатеринбурге учился в спортивной школе «Юность». Участвовал в чемпионатах России 1995 и 1996 годов. Позже стал представлять Узбекистан. Под флагом этой страны принимал участие в двух Олимпийских играх 1998 и 2002 года. В обоих случаях занял 19 место.
Мать Ильи тоже фигуристка, причем во втором поколении. Татьяна Малинина родилась в Новосибирске. Ее отец, Валерий Малинин до сих пор живет в этом сибирском городе и работает тренером по фигурному катанию. В 1988 году Татьяна переехала в Свердловскую область. Она выступала на соревнованиях СССР, а позже и России. С 1993 года также стала представлять на соревнованиях Узбекистан. Она является десятикратной чемпионкой этой страны в данной дисциплине. А в 1999-м стала первой чемпионкой четырех континентов.
На Урале и Татьяна, и Роман тренировались под руководством одного тренера — Игоря Ксенофонтова. Он — основатель екатеринбургской школы фигурного катания, воспитал целую плеяду сильных атлетов, в том числе и олимпийскую чемпионку по спортивным танцам на льду Марину Климову, чемпионов мира в парном катании Марину Пестову и Станислава Леоновича и чемпионку Европы Наталью Лебедеву.
Интересно, что и Малинина, и Скорняков, выступая за Узбекистан, долгое время тренировались в Первоуральске в Свердловской области. Так как в братской республике не было никаких условий, отсутствовал даже лед.
В 1998 году фигуристы под руководством Ксенофонтова переехали в США, в город Дэйл-Сити, штат Вирджиния. Летом 1999-го наставник умер. После чего Татьяна и Роман начали тренировать друг друга. Через несколько лет они завершили спортивную карьеру.
Неудавшийся футболист и хоккеист, но выдающийся фигурист
В 2000 году Малинина и Скорняков поженились. В 2004 у них родился сын Илья, а в 2015 на свет появилась дочь Елизавета. Девочка также занимается фигурным катанием.
Родители будущего чемпиона остались в США и занялись тренерской деятельностью. Причем на том, чтобы сын пошел по их стопам, они не настаивали. В детстве Илья увлекался и футболом, и гимнастикой, даже пробовал силы в хоккее. Но, как шутил в одном интервью сам спортсмен, он так и не научился забивать шайбы в ворота, поэтому хоккеист бы из него не вышел.
На лед Илья попросился сам. Будучи ребенком, он часто наблюдал за работой родителей, которые тренировали других детей, и, заинтересовавшись этим видом спорта, захотел встать на коньки.
«Конечно, я попал в фигурное катание благодаря родителям. Они целый день проводили на катке, а я болтался рядом. Поэтому поставить меня на коньки было логичным решением. Так что, с одной стороны, было бы странно не попробовать, но с другой — я помню, как сам хотел попробовать. Мне было интересно, получится ли», — рассказывал Малинин в интервью изданию «Спортс».
Родители были и остаются основными тренерами Ильи. Они помогали делать наследнику первые шаги на льду, они же были рядом с ним и на первых соревнованиях. Однако, чем ответственнее и сложнее становились турниры, тем больше волнения за сына стала испытывать мать.
Мама, по словам фигуриста, даже не смотрит его выступления в прямом эфире. Знакомится с ними она лишь после того, как муж позвонит ей и сообщит результаты. Поэтому в какой-то момент сопровождать фигуриста на чемпионаты стал лишь отец.
Роман Скорняков был рядом с сыном и на Олимпийских играх – 2026. В русскоязычном сегменте интернета даже завирусился фрагмент, где Илья после выступления подъезжает к бортику и разговаривает с папой на русском языке.
Спортсмен является билингвом, то есть говорит сразу на двух языках. На русском общение, преимущественно, происходит внутри семьи. Хотя, по признаниям спортсмена, читать и писать на языке родителей ему все же тяжелее, чем на более привычном английском.
«По-русски я тоже смогу прочесть, но это займет больше времени. Конечно, я обойдусь без гугл-переводчика, но пару раз зависну. Поэтому, наверное, нельзя сказать, что я свободно владею русским языком. Я говорю и понимаю, но с чтением и письмом дело обстоит куда хуже», — признавался Илья.
Смешались качества американца и русского
Однако родители были не единственными наставниками Малинина. С ним в качестве тренера-консультанта работал и Рафаэль Арутюнян, известный благодаря сотрудничеству с двукратным олимпийским чемпионом, американским фигуристом Нейтаном Ченом.
Однако и Арутюнян — выходец из советской спортивной школы. И тренирует он не только тех, кто выступает под звездно-полосатым флагом. Его учениками были и серебряный призер Европы российский спортсмен Сергей Воронов, и чемпион Болгарии Иван Динев, и бронзовый призер чемпионата Европы чех Михал Бржезина.
Сам Арутюнян родился в 1957 году в грузинском городе Тбилиси. Он работал тренером в армянском Ереване, затем в Москве. А в 2000-х годах переехал по приглашению на работу в США.
Интересно, что в Илье смешались качества характерные как для американцев, так и для русских.
«Это понятное желание видеть в нем русского спортсмена. С другой стороны, он все равно ведь русский. Да, родился в Америке, но корни его здесь. Менталитет, конечно, уже американский – он там все время общается, вращается. Там совершенно другая жизнь, другие потребности – все по-другому», — в интервью изданию «Спортс» рассказывал дедушка Ильи Валерий Малинин.
Сам спортсмен признавался, что видит в том, как катается он сам, сходство с тем, как когда-то выступали его родители.
«Как-то так вышло, что папа с мамой мне эти записи (своих выступлений. — Прим. ред.) не показывали. Когда я вырос, то сам искал в интернете, а теперь часто натыкаюсь на короткие отрывки в соцсетях. Мне кажется, целиком я видел только одну мамину программу. Но мне часто попадаются нарезки ее прыжков с разных соревнований – и видно, что у нас даже прыжковая техника похожа», — объяснял фигурист.